Михаил Исаковский: "Я вырос в захолустной стороне…"

Была ли та смоленская глубинка такой "захолустной стороной", как написал Михаил Васильевич в одном из стихотворений 1941 года? Я вырос в захолустной стороне, Где мужики невесело шутили, Что ехало к ним счастье на коне, Да богачи его перехватили. Я вырос там, где мой отец и дед Бродили робко у чужих поместий, Где в каждой хате - может, тыщу лет Нужда сидела на почетном месте. Или она представала столь безрадостной в воспоминаниях поэта, выходца из бедной сельской семьи? В детстве Михаил Васильевич хлебнул лиха: родители долго не могли отдать его в школу. В стихотворениях о своих ранних годах Исаковский все больше пишет о крестьянском труде, а не о привычных детских занятиях – играх или книжках… Однако же самоучкой он освоил грамоту. И только в 11 лет смог пойти в земскую школу, которую и окончил спустя два года со всеми пятерками. Более того – будущий поэт смог даже поступить в гимназию, но вскоре ему пришлось учебное заведение оставить, так как семья терпела большую нужду. Стихи Михаил Исаковский писал с малолетства. Ещё в 1914 году в газете "Новь" было опубликовано его творение "Просьба солдата": Светит солнца луч Догорающий… Говорит солдат Умирающий: «Напиши, мой друг, Ты моей жене: Не горюет пусть О моей судьбе. А ещё поклон Напиши ей мой Напиши, чтоб меня Не ждала домой… С одной стороны, эти строки были навеяны Первой мировой войной, с другой – народными песнями со схожими сюжетами, бесхитростной поэтикой и напевным плавным ритмом. Эти качества "народной поэзии" сохранились в лучших стихах Исаковского до седых волос. Молодой Михаил Исаковский. Восемнадцати лет Михаил Исаковский вступил в РКП(б). Для него, наголодавшегося в детстве, это был осознанный выбор. Идеология партии большевиков и была ведь направлена на детей рабочих и крестьян, познавших много несправедливостей. Другое дело, что новая власть не установила ту социальную справедливость, о которой трубила, не дала крестьянам обещанную землю, не сразу принесла вожделенный мир – из "империалистической" войны перешла в Гражданскую. Многие ровесники века видели, что у Советской власти слова расходятся с делами. Но не Михаил Исаковский. Может быть, потому, что его судьба складывалась после революции достаточно благополучно: в 1921—1931 годах он работал и публиковался в смоленских газетах. "Дорос" до редактора газеты "Рабочий путь", в которой, между прочим, опубликовал подборку стихотворений своего земляка с хутора Загорье близ деревни Сельцо, деревенского парня Саши. Ему суждено было в дальнейшем стать великим поэтом и редактором "оттепельного" журнала "Новый мир". Это был Александр Твардовский (1910 - 1971). Исаковский стал наставником самородка, а потом два крупных поэта подружились. Михаил Исаковский с Александром Твардовским. Фото 900igr.net. В 1927 году у Исаковского вышел первый сборник стихов "Провода в соломе". Темой его стало преобразование советской деревни. Именно там, к примеру, было опубликовано стихотворение "Вдоль деревни от избы и до избы зашагали торопливые столбы" – об электрификации села. Оптимистичное поэтическое видение новой деревни понравилось даже самому Максиму Горькому. А хор имени М.Е. Пятницкого взял несколько стихотворений как основу для песен. "Родились" нестареющие народные песни "Провожанье", "И кто его знает" и то же самое "Вдоль деревни". Сотрудничество оказалось взаимовыгодным: музыкальный коллектив эти песни сделали знаменитым, а автора их слов – первейшим советским поэтом-песенником. По этой стезе Михаил Исаковский уверенно шел всю жизнь. С 1931 года Михаил Васильевич жил и работал в Москве, если не считать двухлетнего периода эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Не нуждаются в представлении песни на стихи Михаила Исаковского "Катюша" и "Враги сожгли родную хату", "В лесу прифронтовом". Сам поэт на фронте не был. Но о военных песнях Исаковского говорили, что они воевали, поднимали боевой дух советских солдат. Не менее знамениты и песни мирного времени: лирические "Одинокая гармонь", "Каким ты был, таким ты и остался", "Ой, цветёт калина", бравурные "Летят перелётные птицы", "Под звёздами балканскими". Исаковский написал великое множество стихов и песен, которые с высоты сегодняшнего дня иначе как агитками не назовешь – о социалистическом строительстве, о новых заводах, о колхозах, о трактористах, о "живом пламени коммунизма"… Остается надеяться, что он искренне верил в то, о чем так бойко писал. И все же лучшие стихотворения Исаковского – вне политики. Хор им. М.Е. Пятницкого исполняет песню "Провожанье". Фото: ok.ru Ему удалось, казалось бы, невозможное: дать жизнь феномену смоленской поэтической школы, первой, отмеченной в советской поэзии еще в 1950-е годы. Михаил Исаковский считался "духовным лидером" этого литературного феномена, эталоном. Самой крупной фигурой смоленской поэтической школы называли Александра Твардовского, переросшего к тому времени своего наставника. Твардовский оскорбился – он видел себя фигурой масштаба всероссийского. Исаковский не возражал. Наиболее типичной фигурой литературной школы был Николай Рыленков (1909 - 1969). Смоленские авторы в русле "партийной" советской поэзии обладали особыми качествами – тихим лиризмом, деревенской тематикой, "частушечными" мотивами, напевностью, диалектизмами. Значение региональной школы – в сохранении индивидуальности поэтических голосов в эпоху массового "обезличивания". Кстати, Михаил Васильевич внес огромный вклад в сохранение для культуры русского, украинского и белорусского фольклора. Он переводил на русский стихи украинского классика Тараса Шевченко, белорусских авторов Янки Купалы, Якуба Коласа, а также старинные песни и сказки. Также Михаил Исаковский написал книгу "О поэтическом мастерстве". Она по сей день не потеряла актуальности для молодых авторов. Памятник М. В. Исаковскому в Смоленске, установленный к 100-летию со дня его рождения. Фото: visitsmolensk.ru. За свою творческую деятельность Михаил Исаковский дважды был награжден Сталинской премией первой степени – в 1943 и 1949 годах – и званием Героя Социалистического Труда в 1970 году. В 1973 году поэт скончался. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище. Немногие литераторы удостаивались этой последней чести. Имя Михаила Васильевича было присвоено улицам в Москве и в Смоленске. Но лучшая память о поэте – его стихи, которые знают наизусть. Культовые стихи-песни Исаковского хоть по строчке или по куплету помнят, они – неотъемлемый элемент культурного кода русского советского человека, их повторять нет смысла. А вот – относительно малоизвестное стихотворение классика "В позабытой стороне", покоряющее своей непосредственной разговорной интонацией и непобедимой иронией: В позабытой стороне, В Заболотской волости, Ой, понравилась ты мне Целиком и полностью. Как пришло — не знаю сам — Это увлечение. Мы гуляли по лесам Местного значения. Глядя в сумрак голубой, На огни янтарные, Говорили меж собой Речи популярные. И, счастливые вполне, Шли тропой излюбленной; Отдыхали на сосне, Самовольно срубленной. Лес в туманы был одет От высокой влажности... Вдруг пришел тебе пакет Чрезвычайной важности. Я не знаю — чей приказ, Чья тебя рука вела, Только ты ушла от нас И меня оставила. И с тех пор в моей груди — Грусть и огорчение, И не любы мне пути Местного значения. Сам не ведаю, куда Рвутся мысли дерзкие: Всё мне снятся поезда, Поезда курьерские.

Михаил Исаковский: "Я вырос в захолустной стороне…"
© Ревизор.ru