Архитектура смерти: 8 ритуальных сооружений постсоветского пространства
Из-за антирелигиозной политики советская власть была вынуждена придумывать новые ритуалы, в том числе в таком сакральном вопросе, как прощание с умершими. Поиск новой обрядовости отразился и в архитектурных сооружениях тех лет. Strelka Mag рассказывает о восьми самых заметных ритуальных сооружениях советской эпохи. Морг Боткинской больницы Санкт-Петербург, 1927 год Источник: City walls В 1882 году в Санкт-Петербурге открылась первая в городе инфекционная больница. Изначально она представляла собой 25 бараков, построенных по обеим сторонам Кременчугской улицы. Активное участие в создании этого комплекса принимал знаменитый врач Сергей Боткин. После смерти доктора в 1989 году инфекционную больницу назвали в его честь. В 1920-х годах началась реконструкция больницы. Проекты новых корпусов подготовили архитекторы Александр Гегелло и Давид Кричевский. Здания были выполнены в конструктивистском стиле. Самым интересным среди них считается корпус № 16, в котором располагался морг. Он представляет собой два прямоугольных в плане крыла, каждое из которых под углом в 45 градусов примыкает к Кременчугской улице. Со стороны дороги их стык имеет закруглённую форму, а со стороны двора между сходящимися крыльями расположен более высокий стеклянный цилиндр. На верхнем этаже этого цилиндра располагалась секционная, а на нижнем — прощальный зал. Торцы боковых крыльев украшены треугольными террасами. «Эти крытые террасы и балконы над ними оправдали себя не только с архитектурно-декоративной, но и с функциональной стороны. Они служили дополнительной ожидальней для провожающих на похоронах (левая терраса) и местом отдыха для персонала и студентов в перерывах между вскрытиями (правая терраса и балкон)», — вспоминал Александр Гегелло в своих мемуарах. Несколько лет назад Боткинская больница частично переехала в новые здания за пределами центра Санкт-Петербурга. Изначально власти собирались полностью вывезти больницу со старого места, но в 2017 году отказались от этих планов. В 2021 году должна начаться реставрация исторических зданий Боткинской больницы. Часть из них будет модернизирована, а часть законсервирована. Волжский мортуарий Волжский, 1950-е годы Источник: V1 Волжский мортуарий — самое загадочное ритуальное сооружение советской эпохи. Ни точная дата его возведения, ни имя архитектора до сих пор не известны. В начале 1950-х годов у Волгограда (тогда ещё Сталинграда) появился город-спутник Волжский. Поводом стало строительство новой гидроэлектростанции на Волге. На окраине нового города открыли кладбище, а на его территории — комплекс для прощальных церемоний. Это сооружение называют мортуарий, или пантеон. Оно было построено в традициях сталинской архитектуры и отдалённо напоминает античный храм. В 1974 году «Кладбище № 1» официально закрылось, и огромный мортуарий оказался никому не нужен. Несмотря на то, что здесь сохранились каменные колонны, постамент для гроба и кафедра для выступлений, комплекс постепенно разрушается — в первую очередь это касается кровли. Никаких документов о строительстве мортуария в Волжском не сохранилось. Журналисты пытались выяснить имя архитектора или хотя бы точный год появления здания, но не смогли этого сделать. Несколько лет назад мортуарий выкупило одно из похоронных бюро Волжского, которое обещает открыть Старое кладбище и заняться реставрацией «пантеона». Около входа на кладбище установлена соответствующая табличка, но прощальный комплекс пока заброшен. Крематорий в пригороде Тбилиси Тбилиси, 1974 год Источник: Architectuul На сегодняшний день в Грузии, Армении и Азербайджане нет ни одного действующего крематория. Единственное подобное сооружение было построено на кладбище Мухатгверди в 1974 году. Его возвели в пригороде Тбилиси по проекту архитектора Виктора Джорбенадзе — автора более известного Дворца торжественных обрядов. Здание ритуального комплекса отличает отсутствие какого-либо декора, а его самым узнаваемым элементом стали две башни, возвышающиеся над кладбищем. Комплекс так и не был введён в эксплуатацию: местные культурные и религиозные традиции были слишком сильны, чтобы принять процедуру кремирования. В здании даже не стали устанавливать печи. По воспоминаниям одного из сотрудников кладбища, сначала в зале несостоявшегося крематория проводились поминки, а потом оно превратилось в склад инструментов. Парк памяти в Киеве Киев, 1975 год Источник: Kiev.informator В конце 1960-х годов архитектор Авраам Милецкий занялся проектом возведения крематория на старинном Байковом кладбище в Киеве. К работе он привлёк двух художников — Аду Рыбачук и Владимира Мельниченко. Им принадлежит идея Парка памяти — ландшафтного комплекса на кладбищенском холме с террассированными склонами. Крематорий открылся в 1975 году. Это сложная инженерная система, состоящая из нескольких объектов. На вершине холма находится здание для ритуальных церемоний. В нём расположены два зала, где проходит прощание с покойными. Эта постройка, состоящая из семнадцати выгнутых «оболочек», стала символом Парка и всего кладбища. Рыбачук и Мельниченко называли её «Храм неба». Сам крематорий — то есть помещение с печами — находится чуть в стороне, под землёй. После церемонии прощания в «Храме неба» гроб на лифте опускают в тоннель длиной 75 метров и отвозят на кремацию. С Киевским крематорием связана одна из самых драматичных историй советской архитектуры. Ключевым элементом Парка должна была стать стена с барельефом вдоль спуска от прощальных залов. Подразумевалось, что изображённые на ней сюжеты будут отвлекать и успокаивать скорбящих. Сюжеты на этой стене были самые разные — от мифа о получении огня до победы в Великой Отечественной войне. Кроме того, стена имела инженерное предназначение, укрепляя склон с массивным зданием на вершине. Рыбачук и Мельниченко работали над барельефом семь лет: длина стены составляла 213 метров. К 1982 году работа была почти готова. Тем не менее власти УССР постановили остановить работу и уничтожить произведение, залив стену бетоном. Однозначного объяснения этому решению нет. Говорят и о конфликте художников с архитектором Милецким, и о политическом недовольстве местных властей. В 1992 году решение о ликвидации Стены памяти было официально отменено. В мае 2018 года на фестивале Kyiv Art Week художники восстановили небольшой фрагмент барельефа. Технически барельеф всё ещё можно восстановить целиком, но пока за эту работу никто не взялся. Морг Покровской больницы Санкт-Петербург, 1975 год Источник: LJ Ещё один примечательный петербургский морг находится на Васильевском острове и является частью Покровской больницы. Новые корпуса больницы были возведены в 1970-х годах. Главный интерес представляет закруглённый вход в морг на углу Среднегаванского проспекта и Детской улицы. Внутри этот объём напоминает беседку под открытым небом. Попасть сюда может любой желающий, как и посидеть на одной из старых бетонных скамеек, обрамляющих небольшую клумбу. Крематорий на Северном кладбище Минск, 1986 год Источник: ritual-minsk.by/ Минский крематорий редко рассматривают с архитектурной точки зрения, и его едва ли можно отнести к достопримечательностям столицы Республики Беларусь. Внимание привлекает скорее контраст между этим зданием и другими аналогичными сооружениями той же эпохи. Монументальное здание из тёмно-красного кирпича появилось на Северном кладбище Минска в 1986 году и заметно отличается от крематориев на Хованском (1988) и Митинском (1955) кладбищах в Москве с их строгой геометрией и невзрачными фасадами. Фасад минского крематория украшает внушительная скульптурная композиция — кольцо и пересекающая его вертикальная линия, которые символизируют бесконечность. Ритуальный комплекс на бывшем еврейском кладбище Литва, 1975 год Источник: darriuss / Live Journal В лесном парке «Антакальнис» в Вильнюсе находится бывшее еврейское кладбище. Оно открылось в 1831 году, а в середине 1960-х было закрыто и разорено. Надгробия из этих мест использовали при мощении улиц. Несколько лет назад городские власти объявили бывшее кладбище достопримечательностью и превратили в благоустроенный парк. Здесь же появился мемориал — его собрали из старинных надгробных плит, которые в советские годы использовали для составления лестницы на горе Таурас. Здесь же находится дом похоронных услуг, размещённый в старом советском комплексе. Это здание было построено в 1975 году по проекту архитектора Чесловаса Мазура. Действующего кладбища поблизости нет, поэтому комплекс был рассчитан именно на церемонию прощания. В конце 1980-х территорию расширили, и к остроугольным корпусам был пристроен ещё один — его авторами были Казимира Зимблите и Ниёле Далинкявичене. Похоронный дом по-прежнему работает, и на его сайте доступна виртуальная экскурсия по помещениям комплекса. Бывший крематорий на Донском кладбище Москва, 1927 год Источник: Блог Александра Шелла В 1927 году на Новом Донском кладбище открыли первый в Москве и первый массовый в СССР крематорий. Он появился на месте недостроенной церкви преподобного Серафима Саровского, которая была переоборудована под новые цели. Проект крематория разработал конструктивист Дмитрий Осипов. Он сохранил архитектурную структуру храма с тремя нефами и апсидами, а на месте купола появилась двадцатиметровая бетонная башня. В 1958 году на стене одного из колумбариев Нового Донского кладбища установили барельеф Эрнста Неизвестного «Вечный круговорот». В 1973 году в Балашихе открылся новый современный крематорий, и Донской закрылся для массовой кремации. До середины 1980-х в нём продолжали кремировать членов Политбюро, а позднее проводили церемонии гражданской панихиды. Донской крематорий закрылся в 1992 году и был передан РПЦ. В 1998-м его перестроили обратно в храм.