Рамблер
Все новости
В миреНовости МосквыПолитикаОбществоПроисшествияНаука и техникаШоу-бизнесВоенные новостиАналитикаИгры
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

«У нас нет инновационной среды». На Гайдаровском форуме обсудили технологическую политику страны

По признаниям экспертов, ряд задач стратегии инновационного развития по итогу не был выполнен. Причин тому несколько. Во-первых, отсутствие администрирующего министерства и завышенные стратегии, составленные из экспертных аналитических соображений. Во-вторых, повлияло отсутствие инновационной среды. «У нас короткий горизонт планирования, в то время как инновации – это долгое планирование. Аппетит к инновационному риску снизился, а инновации – это всегда риск. В совокупности это и привело к тому, что есть проблемы с достижением показателей», – заявил заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков. Тем не менее есть и успехи. Из них Осьмаков отметил создание новых отраслей: производства возобновляемых источников энергии, фармацевтики. Глава ведомства считает, что инновационная стратегия развития нужна, но для выполнения ее задач необходима синергия с национальной технологической инициативой, нацпроектами. Государство же должно четко говорить населению о своих планах. Что касается закона о промышленной политике, то Минпромторгу удалось создать совокупность институтов поддержки промышленности. Самым главным достижением тут считают Фонд развития промышленности. «У нас сотни проектов стомиллиардного портфеля проектов и долгового финансирования для средних промышленных проектов. В портфеле шестьдесят региональных фондов, это уже некая сеть предоставления дешевого долгового финансирования. Первое поколение специнвестконтрактов – это триллион рублей инвестирования», – заявил Василий Осьмаков.Второе поколение специнвестконтрактов будет заточено на трансфер технологий. Говоря о планах, Осьмаков заявил, что Минпромторг собирается с 2020 года работать с государственной информационной системой, перевести категории поддержки полностью в цифру: предоставлять субсидии в цифровом формате. «Мы практически создали экосистемы взаимодействия с бизнесом, у нас нас это хорошая вещь, которой промышленность активно пользуется. А что касается закона, то надеюсь, что он будет и дальше развиваться, а с точки зрения настройки – мы в середине донастройки механизма специнвестконтрактов именно с заточкой под трансфер и создание современных технологий в России. Мы убрали пороги с точки зрения объемов инвестиций», – рассказал замминистра. По итогам пяти лет действия закона о промышленном развитии крупному частному сектору удалось ввести инновационные разработки и выполнить некоторые проекты по импортозамещению. РЖД создали специализированный, энергетически максимально эффективный поезд «Ласточка». 80 % этих поездов производится в России. «В 2021 году мы готовы будем пустить самостоятельно управляемый поезд, когда весь функционал и все решения будет принимать подвижной состав (за исключением внештатных ситуаций, когда нужно будет участие человека). Благодаря инновациям, введенным технологиям мы сэкономили несколько десятков процентов энергии», – рассказал Олег Белозеров, генеральный директор, председатель правления ОАО «РЖД». Но ключевой результат – объем пассажирских перевозок: 1 млрд 198 млн человек – это пригород и дальнее следование. Зашел вопрос о совместной работе ученых и инвесторов. Между инноваторами, исследователями и индустрией есть разрыв, и одним из решений здесь являются технопарки, считает губернатор Новосибирской области Андрей Травников. «Но завлечь крупные компании в заказ исследований технологии сложно. Причина тут и в системе стратегического управления, научно-технологического инновационного управления в нашей стране. Нет системы постановки приоритетных задач. У нас есть серьезный дефицит сфер задач», – заявил он. Еще одна проблема, которую назвал Олег Белозеров, – это малые запрашиваемые суммы, неправильное распределение инвестиций. Решением тут могут стать венчурные инвестиционные фонды. «Если бы РЖД не напрямую спрашивали у Сибирского отделения академии наук, а создали свой венчурный фонд под профессиональным руководством и определили темы мандатов и вот эти необходимые темы финансировали! Венчурный фонд – это и есть способ хеджирования неудач», – сказал Анатолий Чубайс, председатель правления ООО «УК «РОСНАНО». Фото: ФедералПресс/Елена Сычёва