Две струны, мистика и особые эмоции. Почему калмыцкая домбра впечатляет даже иностранцев

Как сделать домбру После репетиций в Национальном оркестре Калмыкии контрабасист Савр Дедников приходит в свою мастерскую в здании республиканского Колледжа искусств. Маленькое помещение в самом конце длинного коридора больше похоже на самую обыкновенную подсобку — внешне с миром искусства его роднят разве что несколько афиш на стене. "До обеда я — музыкант, а после обеда — мастер", — шутит Дедников. Посреди комнаты — верстак, на нем — деревянный "шаблон", повторяющий очертания корпуса домбры, округлого с одной стороны. На этом шаблоне мастер не спеша собирает будущий инструмент. "Можно сделать домбру из обычной фанеры, а можно — из дерева. Клен, особенно канадский, — вот он самый хороший, его волокна лучше всего проводят звук, недаром же скрипки Страдивари сделаны именно из него! Мне, например, нравится орех — у него тоже хорошее звучание, мягкое", — рассказывает он. Когда "правильное" дерево подобрано, его нужно высушить и особым образом подготовить. Только после этого начинается чистовая обработка и склейка будущего инструмента. Учиться делать домбры Савр Дедников начал 15 лет назад. "Как получилось? Да просто пришел, как говорится, по объявлению. Тогда наше Министерство культуры набирало людей, которые хотели бы научиться делать домбру: пригласили для этого двух мастеров из Казахстана (у казахов домбра также является национальным музыкальным инструментом — прим. ТАСС). Тогда учиться пришли семь человек, в итоге остался я один, остальные побросали это дело — они были хорошие резчики по дереву, но не музыканты, вот их и не зацепило", — вспоминает мастер. Свою первую домбру он делал целый месяц. Сейчас у него уходит от недели до двух. Но очередь из заказчиков все равно растягивается на несколько месяцев. И не только потому, что Дедников теперь — один из лучших и востребованных в Калмыкии мастеров. "Когда учился, большого спроса на инструменты не было. А сейчас — настоящий бум, такой всплеск интереса… Заказывают и музыкальные школы, и обычные люди — для детей и просто для себя. Кто-то совсем старые инструменты приносит — что-то поправить, лады набить", — говорит он. Устройство у домбры нехитрое — корпус, длинный гриф и две струны. "Вырезал из дерева части, отшлифовал, склеил — вот и домбра", — вроде бы подтверждает Дедников. Но тут же добавляет: "Вопрос в том, каким получится инструмент, кто и что в него вкладывает… Вот есть хороший гитарный мастер в Кисловодске, у нас многие у него заказывают домбру — очень красивые они получаются. Но звук немного другой — больше гитарный, чем домбровый". "Самый народный" инструмент У современной домбры — 21 лад и нейлоновые струны. В старину калмыки-кочевники играли на гораздо более простых домбрах — ладов было всего семь, струны делали из кишок животных, а дерево для домбры брали любое, какое нашлось. Возможно, именно из-за этой простоты и доступности домбра стала истинно "народным" инструментом, говорит преподаватель отделения народных инструментов республиканского Колледжа искусств Любовь Дохаева. "Каждый мог сделать себе такой инструмент, и каждый делал на свой вкус — была домбра долбленая, была трапециевидная, восьмиугольная. Гриф тоже каждый делал под свою руку — поэтому и длина была разная, и количество ладов — были пятиладовые, семиладовые домбры… И всегда этот инструмент был самым массовым, самым узнаваемым", — рассказывает Дохаева. Она берет в руки небольшую простенькую домбру. На грифе надпись "Цаганур". "Это название поселка — мастер, который сделал этот инструмент, решил сразу обозначить место происхождения. Этому инструменту примерно 100 лет, на таких играли наши бабушки", — поясняет она. Любовь Дохаева много лет руководит ансамблем калмыцких народных инструментов "Баир", в котором играют в том числе учащиеся колледжа. Созданный еще в 1980-х, сейчас "Баир" известен далеко за пределами Калмыкии — например, минувшим летом ансамбль выступал в Польше, потом — в Южной Корее. "Мы играем не только калмыцкие произведения, в которых вместе с домброй звучат и другие национальные инструменты — хучир, лимба, йочин, но и мелодии разных народов — финские, чешские, польские, перуанские… Сейчас готовим попурри на военные темы к 75-летию Победы", — рассказывает руководитель ансамбля. Она занимается домброй с раннего детства: "У нас и мама играла, и пели все, вместе с соседями часто собирались вместе. А когда старшие играют, молодежь тоже подтягивается. И сейчас так же — домбра есть почти в каждом калмыцком доме — даже если люди не играют, они хранят инструменты, которые остались от бабушек". Домбра и Паганини Народные мелодии вместе с приемами игры на домбре передаются в Калмыкии из поколения в поколение. "Калмыцкая музыка очень связана с калмыцкой речью — так, в устной традиции, до нас дошли старинные напевы, наигрыши, которые когда-то сочиняли наши бабушки и прабабушки. Неслучайно одни и те же калмыцкие песни могут по-разному звучать в разной местности — везде их интерпретируют по-разному", — говорит преподаватель колледжа искусств по классу домбры Екатерина Ахаджаева. Но не только народные мелодии можно сыграть на калмыцкой домбре — начиная с XX века народный инструмент все увереннее звучит в мире академической музыки. А в музыкальных школах на домбре играют гаммы и классические мелодии. "Наш калмыцкий композитор Савр Катаев написал концерт для домбры с оркестром, уделяли внимание домбре и другие современные композиторы — Аркадий Манджиев, Петр Чонкушов. В переложении для домбры мы играем произведения, написанные для других инструментов, классику — я, например, в консерватории играла Каприс № 24 Паганини. Конечно, были некоторые сложности, но все же это оказалось возможным!" — рассказывает она. Сейчас, когда домбра стала официальным брендом республики, желающих научиться играть на ней становится все больше, говорит Ахаджаева: "Даже взрослые люди стали учиться — сейчас бесплатные уроки калмыцкой домбры проводит хурул (буддийский храм, монастырь, обитель в калмыцком (монголо-ойратском) ламаизме — прим. ТАСС). Это очень хорошо, потому что сейчас много делается для сохранения калмыцкого языка, культуры — и домбра в этом тоже очень хорошо помогает". Спутница джангарчи Под звуки домбры исполняется калмыцкий эпос "Джангар". Сами калмыки считают это произведение философским, священным, мистическим. Считается, что стать джангарчи — исполнителем эпоса — может далеко не каждый. "Джангар" исполняют люди, которых избрало небо, — это большая ответственность и даже тяжесть. Есть даже поверье, что если "Джангар" будет исполнять человек, которому не следует этого делать, то жизнь его станет короче… Это очень древнее сказание, которое в ясном и доступном виде дошло до наших дней, это философия, небесное учение, удивительное по стихосложению, по звучанию", — рассказывает народный джанграчи Калмыкии Владимир Каруев. Владимир говорит, что происходит из рода сказителей — того самого, к которому относится и известный калмыцкий сказитель Ээлян Овла, со слов которого записаны первые десять песен "Джангара". В 1990 году в Элисте легендарному джангарчи установили памятник — с домброй в руках. Владимир Каруев со своей домброй объехал почти весь мир — был в Европе и США, Японии и Австралии. И везде публика, до тех пор не знакомая с калмыцкой культурой, очень искренне откликается на его выступления. Каруев убежден, что домбра для исполнителя "Джангара", как бубен для шамана — не просто создает ритм, а вводит в состояние транса, делает джангарчи проводником "небесного откровения". "Тембр звука, его частота, ритм — все имеет значение… Я очень удивлялся, когда мои выступления с большим восторгом воспринимали люди в других странах, совершенно не знающие нашего языка. Однажды я спросил об этом моих слушателей, например во Франции, и они ответили, что чувствуют особую энергию, совершенно особые эмоции", — говорит джангарчи. Елена Гриценко

Две струны, мистика и особые эмоции. Почему калмыцкая домбра впечатляет даже иностранцев
© ТАСС