Имя расстрелянного в Приморье священника включили в Собор новомучеников
Он погиб в 1919 году. 26 декабря 2019 года в заседании Священного Синода Русской православной церкви (журнал №159) был рассмотрен рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых. По ходатайству Преосвященного Владивостокского было предложено включить имя иерея Павла Лазарева в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Об этом сообщает пресс-служба Владивостокской епархии РПЦ. Священный Синод постановил: 1. Включить имя иерея Павла Лазарева в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 2. Память священномученика Павла Лазарева совершать 20 мая / 2 июня, в день его мученической кончины. 3. Честные останки священномученика Павла Лазарева, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленному святому иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора. Как сообщил председатель епархиальной комиссии по канонизации святых епископ Уссурийский Иннокентий, с начала 2020 года начнется подготовка к прославлению иерея Павла Лазарева. Ему будет написана икона и затем в назначенный день совершится торжество канонизации. Те, кто желает принять участие в подготовке такого образа, смогут внести пожертвование на это дело. В с. Никитовка установлен поклонный крест недалеко от места гибели о. Павла. Ранее в состав Собора новомучеников было включено имя протоиерея Андрея Зимина, пресвитера из с. Черниговка. Торжественное прославление новомученика состоялось 14 сентября 2019 г. в храме Рождества Богородицы. Житие священномученика Павла Лазарева, пресвитера Священник Павел Андреевич Лазарев родился в городе Колывани на реке Обь в 1877 году в семье мещанина. Обучался в Томской губернской ветеринарно-фельдшерской школе, затем три года проходил службу фельдшером в Сибирском резервном артиллерийском дивизионе. В 1904 году он состоял регентом Никольской церкви в Никольск-Уссурийском. В 1908 году женился, впоследствии в его семье родилось четверо детей. Павел Лазарев был рукоположен архиепископом Владивостокским и Камчатским Евсевием (Никольским) в сан диакона в 1912 году, в сан священника — в 1915 году. В 1918 году он служил штатным священником Свято-Троицкой церкви села Антоновка Приморской области. Священник Павел собирал среди прихожан продовольственную помощь для обедневших людей и сам развозил ее нуждающимся. Он обучал детей основам религиозной жизни, Закону Божиему. В канун праздника Пятидесятницы 1919 года один из жителей села предупредил отца Павла, что ночью за ним придут «красные партизаны». Прихожанин просил священника скрыться у родственников в близлежащем городе Спасск, однако священник отказался от такого предложения. Когда ночью в его дом вошли девять вооруженных людей и объявили, что он арестован, отец Павел был уже одет и ждал их. Он встал перед образами Спасителя и Божией Матери, помолился, надел наперсный крест, простился и благословил детей. Своей жене сказал: «Не горюй! Молись Царице Небесной. Она не оставит вас». «Партизаны» отвезли отца Павла в соседнюю деревню Никитовку, где в помещении начальной школы устроили допрос. Невольными свидетелями ложного «суда» над священником стали школьный сторож Татьяна и ее муж. Согласно их рассказу один из членов отряда заявил священнику, что Бога нет, а священники выдумали Его, чтоб держать народ в страхе и подчинении. В качестве условия освобождения священнику Павлу было предложено объявить народу, что он всех обманывал, а также прилюдно снять крест и рясу. На это священник твердо заявил, что не откажется от Бога и что готов принять смерть за веру Христову. Мученическая кончина иерея Павла Лазарева наступила в Пятидесятницу 1919 года. Тяжелораненного после расстрела священника бросили умирать в лесу близ Никитовки. По записи в метрической книге Спасо-Преображенской церкви села Спасское смерть священника Павла Андреевича Лазарева наступила 20 мая / 2 июня 1919 года. Сохранились дневниковые записи супруги отца Павла — Клавдии Николаевны. Она записала такие его слова «…Я ясно вижу, что задача людей не переделывать государственный строй, а работать над человеческой личностью, и самому быть лучше и за Истину Святую даже идти на страдания». Своей жене он часто советовал: «Молись за меня Господу, чтобы я не устрашился страданий и мук, а бодро стоял за веру в Господа Христа до смерти…».