Лучшие альбомы 2019 года
James Blake – "Assume Form" Фото: eventworld.co Четвертый лонгплей Джеймса Блейка, главного героя постдабстеп-сцены и одного из самых востребованных электронных музыкантов планеты Земля. В свой новой работе артист, который славится порой излишней меланхолией и саморефлексией, впервые и очень осторожно говорит о своем счастье: с некоторых пор Блейк встречается с актрисой Джамилой Джамил (сериал "В лучшем мире"). Пластинку трудно отнести к какому-то одному жанру: тут вам и альтернативный R’n’B, и современный инди-поп, и экспериментальный хип-хоп. Релиз также может похвастаться внушительным списком приглашенных аристов: в записи "Assume Form" приняли участие Andre 3000, Rosalía, Трэвис Скотт, Metro Boomin, Мозес Самни. Billie Eilish – "When We All Fall Asleep, Where Do We Go?" Фото: sntch.com Главная поп-пластинка года: в первую неделю продаж дебютный альбом Билли Айлиш возглавил американский чарт Billboard, сделав 17-летнюю исполнительницу самым популярным подростком в мире. Она стала первым музыкантом, рожденным в этом веке, добившимся такого результата. На ее концерте можно запросто встретить Тома Йорка, а Дейв Грол сравнивает шумиху вокруг нее с тем, что творилось в 1991 году с группой Nirvana. Все становится еще более удивительным, если учесть, что пластинку девушка записала в собственной спальне с помощью только лишь родного брата. Под упругие лоу-файные биты и перегруженный бас Билли нашептывает свои мрачноватые тексты о ночных кошмарах, антидепрессантах и прочих трудностях жизни подростка. Vampire Weekend – "Father of the Bride" Фото: musicindustryweekly.com Музыкальное разнообразие, царящее на четвертом альбоме нью-йоркских инди-рокеров, вдохновило некоторых критиков на сравнение первой в карьере Vampire Weekend двойной пластинки ни много ни мало с битловским "Белым альбомом". Хотя фронтмену коллектива Эзре Кёнигу, известному своей эрудицией, больше по душе сравнения с "Aguaplano" Паоло Конте и "The River" Брюса Спрингстина. Альбом действительно может послужить отличным пособием по написанию умных поп-песен. Искрящиеся, замысловатые и ироничные треки отсылают нас к таким мастерам этого непростого дела, как Пол Саймон, Fleetwood Mac, Пол Маккартни, Ван Моррисон, The Beach Boys. Но не дайте этим светлым и игривым мелодиям обмануть вас: если как следует вслушаться в тексты песен, то станет понятно, что в них Кёниг ухмыляется многочисленным изъянам нашего общества, касающимся политики, экономики, экологии, культуры. Kedr Livanskiy – "Your Need" Фото: www.the-village.ru Второй альбом, пожалуй, главной звезды современной отечественной электронной сцены Яны Кедриной, чей ретрофутуристический саунд пришелся по вкусу таким уважаемым музыкальным изданиям, как Pitchfork и The Guardian. Примечательно, что творчество Яны с самого начала больше интересовало западного слушателя, чем нашего: в начале карьеры она презентовала клип на сайте американского лайфстайл-журнала Vice, а ее релизы занимали далеко не последние места в итоговых списках известных западных сайтов о независимой музыке, например, Gorilla vs. Bear. В целом музыка, которую делает Kedr Livanskiy, – это типичный продукт своего времени. Первая ассоциация, возникающая при беглом знакомстве с ней, – это Grimes. Яна обожает аналоговые синтезаторы и черпает вдохновение из прошлого, о котором знает только понаслышке, — эпохи перестройки и эстетики начала российских 1990-х. The National – "I Am Easy to Find" Фото: consequenceofsound.net Своего рода эксперимент от одной из главных рок-группы 2010-х. Спустя всего полтора года после выхода успешной пластинки "Sleep Well Beast" The National разродились еще одним полноценным релизом. Причем, с весьма любопытной любопытной концепцией: к "I Am Easy To Find" прилагается короткометражный фильм Майкла Миллса ("Женщины ХХ века") с Алисией Викандер в главной роли. Лента рассказывает о жизни женщины – начиная от рождения и до самой смерти. Вдобавок в записи “I Am Easy to Find” приняло участие просто невероятное количество ярких певиц, включая Гейл Энн Дорси, известной своим долгим сотрудничеством с Дэвидом Боуи, Лизу Ханниган, Шарон Ван Эттен, Кейт Стейблс из This Is the Kit и многих других. Впервые в своей карьере The National активно использует женский голос. Причем, партии исполнительниц не являются фоновым бэк-вокалом: в большинстве песен на "I Am Easy To Find" женский вокал выступает полноценным инструментом, прекрасно сочетаясь с баритоном фронтмена группы Мэтта Бернингера. "Союз" – "II" Фото: the-village.me Второй альбом белорусского авант-поп-трио "Союз", одного из самых заметных открытий на постсоветской инди-сцене последнего времени. Музыка группы, подписанной на лейбл Ивана Дорна "Мастерская", состоит из настолько необычных и неизбитых ингредиентов, что на выходе получается что-то по-настоящему самобытное. В ход идут незаслуженно забытые стили прошлого века: здесь вам и бразильская музыка 1970-х, и эфиопский джаз, и краут-рок, и психоделия саундтреков старых итальянских фильмов. Но, несмотря на весь ностальгический флер, музыка "Союза" — это без преувеличения глоток свежего воздуха. Holly Herndon – "PROTO" Фото: standard.co.uk Всю свою карьеру резидент культового лейбла 4AD Холли Херндон, пишущая докторскую диссертацию в Стэнфорде и выступавшая на разогреве у Radiohead в одном из туров, исследует связь между человеком и технологиями. На этот раз Холли сотворила что-то из области научной фантастики: в компании со своим мужем она создала искусственный интеллект, обученный слушать музыку, а потом сочинять и исполнять свои собственные произведения, подражая тому, что услышал. Результат превзошел все ожидания. Новая работа поп-авангардистки – это пышное, возвышенное цельное произведение, поражающий воображение футуристический фолк. Причем, при прослушивании альбома, естественно, непонятно, какой кусок сочинил искусственный интеллект, а какой – люди. На "PROTO" столетние фолк-традиции пересекаются с современными технологиями, а человеческие голоса переплетаются с синтезированным вокалом и мощными замысловатыми битами. Несмотря на всю сложность замысла, кажется, это первая запись Холли Херндон, которую можно рекомендовать даже неподготовленным слушателям. Альбом устроен так, что на нем совсем "трудные" треки чередуются с более доступными для восприятия, из-за чего экспериментальная по сути пластинка слушается довольно легко. Thom Yorke – "Anima" Фото: rockcult.ru Третий сольный альбом фронтмена Radiohead, на котором он возвращается к своей любимой умной электронике, наполненной замысловатыми битами, мелко порубленными вокальными сэмплами и фирменной тягучей атмосферой. Музыкой, понятное дело, музыкант не ограничился. Одновременно с релизом пластинки на Netflix и в избранных IMAX-кинотеатрах вышел одноименный короткометражный фильм Пола Томаса Андерсона, действие которого разворачивается в мрачном сюрреалистическом мире. Главную роль в картине исполняет сам Том Йорк, который при работе над персонажем этой антиутопии, среди прочего, вдохновлялся легендарным комиком Бастером Китоном. Поверьте, такого Тома Йорка вы еще не видели! Bon Iver – "i, i" Фото: afishaplus.ru Четвертый лонгплей главного фолк-экспериментатора современности – это импрессионистская абстрактная запись, на которой доминируют чувства, а не концепция. "i, i" – это яркий пример теплого, человечного футуризма: несмотря на все выкрутасы, Bon Iver, как и прежде, невероятно искренен. Звук на новой пластинке одновременно и приятно узнаваемый, и в то же время весьма обновленный — как старый друг, который вернулся из долгого путешествия. Самым причудливым образом на "i, i" переплетаются рок, хип-хоп, электроника, фолк и госпел. Идеолог Bon Iver Джастин Вернон представляет новую работу как финальную часть сезонной тетралогии. Если дебютный "For Emma, Forever Ago" (2007) был зимней записью, "Bon Iver, Bon Iver" (2011) олицетворял приход весны, а "22, A Million" (2016) — разгар лета, то на "i, i" мы видим лирического героя Bon Iver постепенно погружающимся в состояние осенней меланхолии и вновь готовящимся к зиме. В записи пластинки участвовали Джеймс Блейк, братья Десснер из The National, вокалистка Poliça Ченни Леней и другие уважаемые люди. Lana Del Rey – "Norman Fucking Rockwell" Фото: goodfon.ru Шестой альбом Ланы Дель Рей "Norman Fucking Rockwell!", на обложке которого в обнимку с певицей красуется внук Джека Николсона, Дюк, – это ностальгическая и самая рок-ориентированная работа певицы. Кто-то видит в этом влияние старшего товарища Ланы Джоша Тиллмана, также известного, как Father John Misty, большим фанатом которого является певица. В первых же строчках трека "Venice Bitch" Лана упоминает название первого альбома музыканта "Fear Fun". В балладе "The Greatest" Лана поет о любимом баре The Beach Boys и восхищается временем расцвета рок-культуры. В одной из сцен клипа к этому синглу певица подходит к музыкальному автомату, список песен в котором явно не случаен: тут вам и Джефф Бакли с "Grace", и Дженис Джоплин с "Kozmic Blues", и Леонард Коэн с "Chelsea Hotel #2", которую Лана перепела в 2013 году. Критики в один голос поют дифирамбы отличным мелодиям и текстам исполнительницы. "Примите это как непреложный факт, — пишет Pitchfork. — Лана Дель Рей — это следующий великий поэт-песенник Америки". Sam Fender – "Hypersonic Missiles" Фото: muzmo.org Дебютный альбом 25-летнего Сэма Фендера – это несомненно один из самых ярких инди-рок-релизов этого года. За несколько лет до выхода этой одновременно мощной и искренней пластинки музыканту поставили диагноз, который заставил молодого человека сильно задуматься о смерти. Тогда Сэм, по его собственным словам, решил прекратить пытаться понравится широкой публике и начал писать песни, связанные лично с ним. Именно в этот период было написано большинство треков на "Hypersonic Missiles". В 2010-ом на 16-летнего Фендера, поющего в одном из пабов его родного городка, обратил внимание менеджер Бена Хауарда, а в этом году Сэм выступал на разогреве у легендарных Боба Дилана и Нила Янга на концерте в Гайд-парке. Своим главным музыкальным ориентиром Фендер называет Брюса Спрингстина, что, согласитесь, весьма неожиданно для современного 25-летнего молодого человека в конце 2010-х. Также как и его кумир, Фендер поет о маленьких драмах представителей рабочего класса из маленького городка, похожего на его родной Северный Шилдс. Критики сравнивают Фендера с Брэндоном Флауэрсом из The Killers и Джеффом Бакли. Последнее сравнение особенно лестно для молодого музыканта. “В 14 лет старший брат подарил мне дебютный альбом Бакли “Grace”, и именно тогда я осознал, что рок-музыка не обязательно должна быть грубой, она может быть изящной и хрупкой”, – признается Фендер в одном из интервью. Jenny Hval – "The Practice of Love" Фото: kvkzblog.blogspot.com Новая работа Енни Вал, работая над которой норвежская экспериментаторша вдохновилась одновременно фильмом австрийской контемпорари-арт-художницы Вали Экспорт “Практика любви” (Die Praxis der Liebe) 1985 года и звуком транс-музыки 1990-х. Примечательно, что в результате получилась концептуальная пластинка, которую благодаря звуковому решению – упаковке в виде олдскульной танцевальной музыки, можно рекомендовать даже для знакомства с творчеством норвежки. “Редко встретишь экспериментальную запись, которая может быть настолько изящной и легко воспринимаемой, способной принести мгновенное удовольствие, которым славится поп-музыка”, – пишет редактор Apple Music. "Я постоянно возвращаюсь к звуку мейнстримовой транс-музыки 1990-х, — объясняет певица. — Да, это трэшовый звук, но он навсегда запрятан в закоулках моего подсознания. Когда я была совсем юной, я представляла, что именно такая музыка звучит на рейвах, которые я тогда боялась посещать. Потому что такие треки неслись из автомобилей, на которых большие ребята разъезжали по единственным двум улицам нашего городка. Я всегда хотела поэкспериментировать с транс-музыкой в истинно трансцендентальном смысле. Есть какая-то легкость и прозрачность в этих размытых синтезаторных звуках". Men I Trust – "Oncle Jazz" Фото: pinterest.ru 70-минутный двойной альбом "Oncle Jazz" канадского инди-поп-трио Men I Trust сконструирован как вещание некоего ностальгического радио прямиком из 1980-х. Пластинка, наполненная звуками винтажных синтезаторов, упругим фанковым басом и нежно шепчущим на ухо дрим-поп-вокалом, идеально подойдет для вечеринки, на которой собрались одни интроверты. Дело в том, что Men I Trust делают вроде бы невероятно спокойную и, казалось бы, расслабляющую музыку (мягкий обволакивающий звук, умиротворяющие мелодии, простой ритм), но после 30 секунд прослушивания любого их трека нестерпимо хочется как минимум притопывать ногой или качать головой в такт, а на третьем треке высока вероятность того, что вы пуститесь в довольно странный, но энергичный танец. Саунд канадцев исключительно эксклюзивен. Представьте себе эдакий хитро сконструированный микс из музыки Jamiroquai и Мака ДеМарко, или вообразите, что было бы, если Cigarettes After Sex с их темпераментом решили бы играть танцевальную музыку, а Chromatics пели бы не про холодную неоновую ночь, а про расслабленные солнечные денечки. Нелишне вспомнить и группу The Internet — их с нашими героями роднит солнечная жизнерадостная атмосфера и любовь к ретро-звучанию. Sturgill Simpson – "Sound & Fury" Фото: warnermusic.de На своем новом альбоме Старджилл Симпсон, всю жизнь специализировавшийся на миролюбивом инди-кантри, вдруг с головой бросился в омут тяжелого южного блюза и развязного буги-рока, да еще и сопроводил релиз аниме-антиутопией на Netflix. Местами Симпсон вставляет в свои гитарные боевики синтезаторы, будто украденные из ретро-кинофантастики, и все вместе – блюз, буги-вуги, ретро-синтезаторы и эстетика анимэ – производит весьма странное впечатление, но удивительным образом вся эта махина работает. Похоже, именно такого эффекта и хотел добиться музыкант. По его собственным словам, на определенном этапе записи пластинки он понял, что релиз получается недостаточно странным, и отправился в Японию, где напоил пятерых ведущих аниме-режиссеров, чтобы выяснить, кто из них достаточно крут для работы над визуальным воплощением альбома. Leonard Cohen – “Thanks for the Dance” Фото: bing.com Посмертная пластинка Леонарда Коэна, спродюсированная его сыном Адамом. Пятнадцатый и последний в дискографии легендарного автора-исполнителя студийный альбом состоит из треков, записанных им во время работы над его предыдущим релизом “You Want It Darker” 2016 года. В записи “Thanks for the Dance” принимали участие видные деятели современной инди-фолк-сцены – Бек, Feist, Дэмиен Райс и другие. “Мы разговаривали с отцом, о том, как должны звучать эти песни и какие чувства они должны вызывать у слушателей, а также обсуждали возможность того, что я буду заканчивать их уже без него” – говорит Адам Коэн, сводивший альбом в гараже дома Коэна-старшего. “Это просто прекрасное последнее слово на прощание, – пишет в своей рецензии Rolling Stone. – Это тот самый очень редкий случай, когда посмертный альбом настолько же живой, неординарный и актуальный, как и все, что артист выпустил при жизни”. "“Thanks for the Dance” – это законченное, самостоятельное произведение искусства, которое отлично вписывается в каталог Коэна, – присоединяется к восторгам рецензент Consequence of Sound. – Горькое прощальное послание от одного из самых великих музыкантов и выдающихся поэтов современности".