Архитектор Рафаэль Даянов высказался о колокольне Смольного монастыря
Архитектор, руководитель Архитектурного бюро «Литейная часть-91» Рафаэль Даянов о колокольне Смольного монастыря. «По мере того, как мы углубляемся в исторические материалы и параллельно смотрим на развитие Петербурга, у меня все больше и больше крепнет невероятное желание сделать нечто важное для города. Что сейчас строится в нашем городе? Бизнес-центры? Торгово-развлекательные комплексы? Гостиницы? И вот когда зашел разговор о реализации такого проекта, а я говорю сейчас об окончании достройки ансамбля Смольного монастыря Растрелли, я понимаю, что – да, это то, что может остаться от нас, кроме массы неприятных вещей, о которых и говорить не хочется. У нас есть потрясающая возможность завершить этот гениальный ансамбль. Это, наверное, ключевой вопрос для тех, кто неравнодушен к нашему городу: оставить для потомков какие-то очень яркие запоминающиеся проекты, создать тот силуэт Петербурга, о котором мы так любим говорить Подчас монастырские комплексы, храмы строились веками, и тот же Смольный монастырь возводили более 80 лет. Так что ничего удивительного в том, что строительство продолжится в наши дни, нет. Кстати, сам Растрелли писал о колокольне так: «Большая колокольня, коя будет построена при входе в монастырь, будет иметь 560 английских футов высоты. Нельзя не восхищаться великолепием сей постройки, коя снаружи и изнутри имеет дивную архитектуру». Безусловно, колокольня станет яркой доминантой и только подчеркнет небесную линию города, о которую, кстати, сломано много копий. Но что такое небесная линия? У нас есть центральная магистраль города – Нева, вокруг которой все и крутится. Если мы стоим на Дворцовой набережной, то привычный вид - это Петропавловская крепость, Владимирский собор, вся эта знакомая нам панорама. А вот если мы находимся на правом берегу Невы, то основные точки отсчета, что с восточной стороны, что с западной, потеряны. Мы перестали видеть Смольный собор, потому что его перекрыло некое сооружение. Мы не видим, что происходит на площади Труда, которая потеряла свой силуэт, некогда существовавший здесь храм архитектора Константина Тона. Воссоздание исторического силуэта, наверное, - это ключевой вопрос сегодня для всего градостроительного сообщества. И колокольня Смольного монастыря – это та доминанта, которая поможет создать новый силуэт Петербурга.