В «Арсенале» открылась выставка одного из ярчайших художников современности — Николая Касаткина
В экспозиции «Природа картины, картины природы» представлено более ста работ из собрания семьи художника и известных российских коллекций, в том числе и полотна из Третьяковской галереи. Дверь и окна из родного дома, превращенные в арт-объект. Газеты, словно вплавленные в живописное полотно. Необычные скульптуры, тут же повторённые в живописной работе, холодильник, каждый сантиметр которого расписан разноцветными автографами знаменитостей, и десятки великолепных глубоких, философских живописных работ.Художник совсем немного не дожил до открытия выставки (его не стало в конце октября), но создается впечатление, что он незримо присутствует на ней. Его картины у посетителей создают непередаваемое настроение щемящей грусти и чувство сопричастности. А сам он смотрит на зрителей с автопортретов, поражающих своей глубиной. Наверное, только он мог нарисовать себя, созерцающего свою тень в ярких солнечных лучах на фоне одиноко стоящего мольберта. В этом, одном из последних его автопортретов, названным просто «Художник», скрыто множество смыслов, которые будут десятилетиями искать исследователи его творчества. Портрет приковывает к себе внимание и не отпускает, позволяя заметить все больше и больше деталей. Великолепный мастер рисунка, Касаткин искал глубокое в простом, и находил философское в обыденном. Это проникновение в суть вещей завораживает. Например, серия «Следы». Гнутая арматура полуразрушенных забытых столбов, изображенных художником на фоне заката вдруг раскрывает философию бытия и навевает мысли о том, что всё в жизни проходит, часто не оставляя после себя следа.Романтические пейзажи Николая Касаткина, это еще и исследование мира — интеллектуальные конструкции, предчувствия бытия и осмысление ушедшей жизни. Погрузиться в творческий процесс и мир художника можно рассмотрев детально созданный им необычный арт-объект. Он сделан из дверей и окон мастерской художника, которая располагалась в деревне в Смоленской области. Здесь настоящее всё — от дверной ручки и задвижки до занавески. Дух родины художника чувствуется во всех работах, а одно из его самых знаменитых полотен, с горящей в поле рожью, не просто проекция родины, но и часть истории.- Летом в деревне, где он жил, часты были пожары, — рассказал пресс-секретарь Арсенала Александр Сорвин, — и однажды теплым вечером художник задремал, вдыхая аромат поспевшей на поле ржи, и ему приснилось, что на деревню надвигается пожар. Так и возникло это огромное полотно. Есть в экспозиции и самая масштабная работа художника — «Предвидение» 4.5 на 2 метра размером, едва вместившаяся в зал Арсенала. В ней художник использует приём «картина в картине», которым пытается уловить свои размышления по поводу того, как может измениться натурный пейзаж при разных состояниях природы и погоды. Этюд к картине так и называется «Три состояния» показывает рефлексию человека, который видит пейзаж. Николай Кастакин считал, что созерцая мы уже осуществляем акт искусства.Ретроспектива выставки показывает самые интересные работы художника. От самых ранних, еще советского периода, до последней работы, созданной этой осенью. На огромной картине изображен мальчик, задумчиво смотрящий вдаль, на залитые неярким осенним солнцем бескрайние поля. Очень эффектны триптихи. В них художник дробит изображения на композиционные планы с помощью дверей и окон, словно открывающихся внутрь. Три плана, три идеи, три настроения. В финальной части выставки воссоздана «мастерская художника». Это фотографии, предметы обихода, в том числе и расписанный автографами холодильник, который стоял в мастерской художника и был свидетелем бесед с участием знаменитых людей мира искусства — Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Дмитрия Пригова. Приходите и найдите эти автографы сами! Выставка продлится до 22 марта. Каждую среду вход свободный. (0+)