В Свердловской области подводят итоги реформы обращения с ТКО: год позади
Почти год прошел с момента старта в стране реформы по обращению с отходами. Каких показателей за это время удалось достичь в Свердловской области, с какими проблемами столкнулся региональный оператор и что ждет жителей Северного кластера в перспективе, ИА «Уральский меридиан» рассказали в пресс-службе регоператора ООО «Компания «Рифей». Запуск реформы обращения с твердыми коммунальными отходами, пожалуй, можно отнести к одному из знаковых событий года. Речь идет не просто о централизации перевозки ТКО, но об абсолютно новой системе — с созданием и дальнейшим участием в этом процессе региональных операторов в сотрудничестве с профильными департаментами области и администрациями муниципалитетов на местах. Пока мы сделали скромный шаг в направлении, в котором Европа идет уже более 20 лет, но шаг этот для многих — через пропасть. Не было региональных операторов, зато были нелегальные свалки, схемы ухода от налогов, нарушения экологического законодательства. Несмотря на то, что официально реформа должна была охватить всю страну, некоторые регионы так и не смогли запустить этот маховик. Свердловская область уверенно начала работать в этом направлении, и на данный момент есть положительные результаты. Все твердые коммунальные отходы попадают на полигон По словам исполнительного директора «Компании «РИФЕЙ» Федора Потапова — регионального оператора по обращению с отходами в Северной зоне Свердловской области — за 11 месяцев работы компании количество отходов, которые попадают на объекты для захоронения, увеличилось в среднем на 14 %. Логично предположить, что до этого момента они оседали на окраинах населенных пунктов и пустырях, образовывая несанкционированные свалки. «Все мусоровозы, работающие с твердыми коммунальными отходами, отвозят отходы туда, где им место — на специализированный полигон. С нового года мусоровозы работают под жестким контролем. Все машины оснащены системой навигации. Вся информация поступает в единую диспетчерскую. А это значит, что как региональный оператор, так и любой контролирующий орган по запросу может увидеть, где и когда проезжал автомобиль. Что, по сути, исключает какие-либо изменения маршрута», — отметил Федор Потапов. Контейнеры — в села и города При острой первоначальной потребности Северной зоны в 4 тысячах новых мусорных баков в этом году силами регионального оператора совместно с муниципалитетами приобретено 7614 новых контейнеров. В следующем году эта работа будет продолжена и потребность будет полностью закрыта. И если для горожан увеличение числа контейнеров на мусорных площадках не так очевидно, то для селян это очень значимо. Жители деревень и сел часто обращаются с вопросами по установке в их населенном пункте дополнительных емкостей. Они отмечают, что теперь удобнее стало выбрасывать мусор, поскольку до этого многим из них приходилось складировать отходы в определенном месте, откуда их периодически забирал мусоровоз. Минус 214 свалок Одним из важнейших направлений реформы является борьба со старыми несанкционированными свалками и препятствование образованию новых. В минувшем году региональным оператором «Компания «РИФЕЙ» с мест незаконного складирования отходов вывезено около 14 тысяч кубометров отходов. В следующем году объемы планируется увеличить. С начала года дополнительно обнаружено и внесено в реестр регоператора 271 новых несанкционированных мест размещения отходов. Существенную часть свалок устраняют собственники земель, на которых они находятся, после письменного обращения регоператора. В том случае, если собственник не реагировал на замечание в течение месяца, регоператор нанимал подрядчика, который и устранял свалку, после чего землевладельцу выставлялся счет за услуги. Строительный мусор: вне системы и вне закона Несмотря на очевидные успехи, все же остаются нерешенные проблемы. Одна из главных — строительный мусор. Поскольку этот вид отходов не относится к ТКО, то и не попадает под контроль регионального оператора. Под твердые коммунальные отходы, с которыми работает региональный оператор, попадают только образованные в жилищах. Проще говоря, те, что мы выносим в пакетах и выбрасываем в контейнер, а также крупногабаритные отходы – шкафы, диваны, техника бытовая и пр. На сегодняшний день в стране не существует законодательной нормы и практики, которые позволили бы решить проблему со строительными отходами. Следовательно, значительная их часть продолжает оседать в лесах. Учитывая, что сейчас нет четко установленного порядка обращения с ними, многие предпочитают просто выкинуть их в лес, не заплатив за размещение на полигоне. Эта проблема остается, ее еще предстоит решать. Неплатежи – ожидаемая реальность До реформы в ряде населенных пунктов исторически не платили за обращение с отходами, мусор самостоятельно вывозили на стихийные свалки и нелегальные полигоны, сбрасывали к берегам рек и в овраги. Понятно, что для того, чтобы оценить качество услуги и все её плюсы, прийти к пониманию о необходимости оплачивать оказанную услугу, понадобится время. Тоже самое было с платежами за свет, воду и газ, сначала платежная дисциплина была маленькой, потом все пришло к определенным параметрам. Есть районы с традиционно низкой собираемостью за те или иные коммунальные услуги. Но уже сейчас мы видим положительную динамику платежей за год у населения. Это очень хороший показатель. Мы не планируем сбавлять темпы работы и постоянно держим вопрос в сфере своего пристального внимания. Формирование отрасли требует инвестиций Для формирования инфраструктуры отрасли обращения с отходами требуется финансирование: на покупку нового оборудования для обустройства контейнерных площадок, приобретение спецтехники, отчисление налогов, расчеты с операторами по захоронению и абонентскому обслуживанию, транспортировщиками. Мы взяли на себя обязательства не только перед участниками рынка, но и перед населением Северного кластера, органами власти и в состоянии их выполнить несмотря на сложности, которые порой возникают. Финансовое и производственное положение компании стабильное. Для нас важно сформировать такую систему обращения с отходами, которая будет максимально комфортной для населения, чтобы жители даже самых удаленных поселков могли без проблем выкинуть свои отходы в бак, за которым своевременно приедет машина. Диалог с населением – на первом месте Специалисты единой диспетчерской службы ежедневно контролируют ситуацию с вывозом отходов на вверенной нам территории. Для потребителей работает горячая линия, на кото-рую могут позвонить жители и сообщить о проблемах с вывозом мусора. Более того, что, может быть, особенно важно, наши специалисты мониторят популярные соцсети на предмет жалоб. Увидели сообщение с фотографией переполненного контейнера или какую-то иную ситуацию – сразу это расценивается как сигнал к действию. Отрабаты-ваем, по возможности, в течении нескольких часов, максимум – день. Все фиксируем на фо-то, в каждой конкретной ситуации разбираемся индивидуально. Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»