Русские — коренной народ в Арктике: отнесение их к пришлым — предательство
1. «Коренные» и «пришлые» Русские и ненцы. Их интересы давно переплетены, в Арктике вместе они действовали успешнее, чем порознь. Например, заселили в конце XIX века Новую Землю, не отдали ее норвежцам. Но в целях гармонии межнациональных отношений надо уточнить одно обстоятельство, придуманное за рубежом, ослабляющее оба народа и Россию в Арктике. Речь о делении жителей Арктики на коренные и пришлые народы. Юрий Попов, Наталья Цымбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала. Учебник 5−7 классов. Тюмень. Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН. 2001: «К коренным относятся те народы, которые испокон веков жили на Севере. Это ненцы, ханты, манси, селькупы, энцы и некоторые другие. К пришлым народам относятся русские, украинцы, белорусы, коми-зыряне, поляки и многие другие, приезжавшие сюда на протяжении четырехсот лет с конца ХVI по конец ХХ века» (1). В Ненецком национальном округе публично не делят на «коренных» и «пришлых». Но ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», в котором «малые коренные» и остальные народы, применяется. Малым коренным народам предусмотрены значительные льготы: «…безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания… землями различных категорий… и общераспространенными ископаемыми… …право на замену военной службы альтернативной гражданской службой. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» сказано: В отношении расположенного в местах традиционного проживания… коренных малочисленных народов… участка недр требуется решение… субъекта Российской Федерации… принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов… на объектах, расположенных в местах традиционного проживания… коренных малочисленных народов… инвестор обязан принимать… меры по защите… традиционного образа жизни коренных малочисленных народов… а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций…» (2). Некоренное население, живущее рядом с коренным и также ведущее традиционный образ жизни, этими льготами не пользуется. Сокращаются «некоренным» и другие льготы — как получилось с пенсионной реформой. Складывается впечатление, что негласная установка власти — разгрузка Севера от населения. А так как уезжают русские, то соотношение между «коренным» и «пришлым» изменяется в пользу «коренного». В ЯНАО и НАО соотношение пока стабильное, а вот в Якутии ситуация за 30 лет радикально изменилась: русских в 1989 году здесь проживало 50% населения, якутов — 33%, в 2010 году русских — 37%, якутов — 49%. Деление жителей пограничья на пришлых и коренных создает и другие потенциальные неприятности. 2. «Самоопределение вплоть до отделения» Международная концепция, заложенная в Декларации прав коренных народов 2007 года, закрепляет за ними право на самоопределение. Станислав Горбунов, Максим Задорин, архангельские юристы: «…Определение, сформулированное спецдокладчиком (ООН — прим. автора) в 1972 г.: «Коренное население состоит из нынешних потомков народов, которые проживали на нынешней территории всей или части какой-либо страны в момент, когда на нее прибыли из других частей мира лица другой культуры и этнического происхождения, которые покорили их и поставили в зависимое или колониальное положение путем завоевания, колонизации или других средств; в настоящее время эти народы живут более в соответствии с их особыми обычаями и социальными экономическими и культурными традициями, чем с институтами страны, частью которой они являются, при государственной структуре, которая основывается на национальных, культурных, социальных особенностях других господствующих слоев населения» (3). В новой 1994 г. редакции (и окончательной 2007 г.) ст. 3 Проекта декларации о правах коренных народов сказано: «Коренные народы обладают правом на самоопределение. В силу этого права они свободно определяют свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие»… (4). Нефть в земле и на шельфе, в сочетании с правами коренных народов, будит воображение. Поэтому достоверно определить, кто коренной, — важнее, чем кажется. И есть ли исторические основания делиться здесь на коренных и пришлых? 3. Кто из народов прибыл в Арктику раньше? Ключевым в статусе «коренного» и «пришлого» народов считается «кто проживал, а кто прибыл». Проверить это можно с помощью письменных исторических источников и археологии. Иван Беляев, историк: «Документально Печора упоминается как данник Великого Новгорода с 1096 года («Повесть временных лет»), как его волость — с XIII в… новгородцы всю эту страну постоянно называли новгородскою волостью и в своих договорах с князьями обыкновенно включали условие, чтобы князья не вступались в здешние земли как принадлежащие новгородской власти» (5). Согласно источникам, населением, когда здесь появились русские, были племена «печеры». Где в этой время находились ненцы-«самоядь»? В географическом введении к «Повести временных лет» она не упоминается: «В Афетове же части седят Русь, Чудь все языции Меря, Мурома, Весь, Мордва, Заволочьская Чудь, Пермь, Печера, Ямь, Угра». В 1114 году место обитания «самояди» уже знают: «…Еще мужи стари ходили за Югру и за Самоядь…» — ненцы живут за Обью. В XV веке в новгородском сказании «О человецах незнаемых в Восточной стране» говорится: «На восточной стране, за Югорьскою землею, над морем, живут люди Самоедь…». За Югрой — это в низовьях Оби. Казалось бы, все ясно. Но в классической монографии Л. В. Хомич «Ненцы» говорится: «Большое значение для ненцев сыграло включение заселенных ими территорий в состав Русского государства» (6). И далее с лукавством: «Жители Печоры», «местное население Севера», «жители Севера». Читатели думают, что «жители» — это ненцы, что их покорили русские. И такое лукавство распространяется повсеместно. Причины искажения не совсем понятны и требуют отдельного расследования. Но уже ясно, что искажает прошлое и концепция «Пустозерск — первый русский город в Арктике», тиражируемая в НАО. Пустозерск «зарублен» во время похода князя С. Курбского на Югру в 1499 году. Отсчет пребыванию русских на Печоре почему-то ведется от этой даты. Не афишируются документы, что «волость Печора» была новгородской с XIII века, и археология здешних мест. Когда археологи «докопались» в 1985—1995 гг. до более ранних дат пребывания русских на Печоре, администрация НАО почему-то прекратила финансировать раскопки. Лукавство пустило корни в общественном сознании, вошло в экспертизы о коренных народах Севера. Ошибочность определения коренных народов в Арктике и применения здесь ооновского их определения доказать несложно. Письменные исторические источники давно опубликованы, в 2003 году опубликована монография археолога О. В. Овсянникова по этой теме. Если: 1. доказать присутствие доненецкого населения на момент прибытия русских — «…проживали на нынешней территории всей или части какой-либо страны в момент, когда на нее прибыли…». 2. доказать приход русских ранее ненцев — «…когда на нее прибыли из других частей мира лица другой культуры и этнического происхождения, которые покорили их…», 3. доказать поздние сроки прихода ненцев, то важнейшего признака коренного народа «жили здесь, но к ним пришли и покорили» не будет. 4. На Печору пришли русские, а там «сихиртя». Чтобы минимизировать спекуляции на тему «вы искажаете», процитируем историков и археологов. Олег Овсянников, Марек Ясински, российский и польский археологи: «Еще во время путешествия по Северу российский академик Иван Лепехин писал: Вся самоедская земля в нынешнем Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некоего народа. Находят оные на многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделаны в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобным зверем. В сих пещерах обретают печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки…» (7). Людмила Хомич, историк и этнограф: «В результате раскопок, произведенных на территории современного расселения ненцев — на Европейском Севере Г. А. Черновым, на Ямальском В. Н. Чернецовым, были обнаружены следы проживания здесь в I тысячелетии до н.э. — IV в н.э. какого-то полуоседлого населения, знавшего гончарство, интенсивно занимающегося морской охотой (как известно, ненцы гончарства не знали и морская охота для них никогда не была основным занятием). Эти находки свидетельствуют о сравнительно позднем приходе ненцев на побережье…(8). Представление о древнем аборигенном населении сохранилось у ненцев в виде широко бытующих рассказов… о сихиртя… — низкорослом народе, живущем в пещерах и прячущемся от ненцев… Украшения, которые ненцы иногда находят на песчаных сопках, считаются принадлежащими сихиртя…(9). Относительно этнической принадлежности древней «печеры», упоминающейся в источниках XI—XIV вв., Л. П. Лашук высказывает предположение, что они имели «определенное отношение к «сииртям» (10)». Юрий Попов, Наталья Цымбалистенко: «Финский ученый Т. Лехтисало… приводит следующее описание сихирця, услышанное и записанное им у ненцев: «…Они живут под землей в горах, в которых находят медные бляшки, металлические предметы и глиняные осколки… у них будто бы белая кожа, и они походят на русских. Одежда мужчин — русского покроя (они носят также кольчугу), а на одежде женщин много пуговиц и металлических подвесок. Они живут в домах русского типа, это охотники и рыболовы. Одни злые, другие добрые по характеру» (11). Людмила Хомич: «Относительно этнической принадлежности древней «печеры»… ученые высказывают предположение, что на западе это были протосаамы… 1)…саамы еще в сравнительно недавнее время жили… в… Прионежье… 2) Старое название ненцев — самоеды — наиболее вероятно произошло от сочетания слов саамэ-една (земля саамов)… 3) …русские и коми иногда называют ненцев русским названием для саамов — лопари… 5) Сихиртя — охотники и рыболовы; эти же основные занятия характерны для саамов. 6) Низкий рост сихиртя также является подтверждением… так как саамы — самый низкорослый народ на севере… единственный скелет мужчины, обнаруженный… в жилище сихиртя, имеет рост 159 см… Можно бы было продлить перечень соответствий» (12). Прорыв в представлениях о доненецком населении Печоры сделал археолог Олег Владимирович Овсянников. Его раскопки 1985−1995 гг. открыли два городка «сихиртя» в окрестностях Пустозерска. Получалось, что Пустозерск в 1499 году «зарубили» на давно известном русским месте, где они торговали с «сихиртя». Олег Овсянников, Марек Ясински: «В окрестностях древнего Пустозерска удалось найти и раскопать… комплекс, состоящий из остатков городища, и сохранившуюся часть древнего святилища. Оборонительное сооружение… 56 метров… ширина рвов… — более 4 метров… У юго-западного угла крепости обнаружены остатки прямоугольной башни (…4,5×6,0 м)… вещи, связанные с так называемым пермским звериным стилем, — это нож с литой бронзовой рукоятью, которая завершается головой хищной птицы, фрагмент плоской застежки с изображением мифологического животного и оленят… Это хронологический этап… вв. Вещи относящиеся ко второму хронологическому этапу, связаны с ремесленным производством древнерусских городов XI—XIII веков (железные кресала, ножи, фрагменты котлов, цилиндрический пружинный замок, бронзовые украшения)» (13). Раскопки выделили два периода в жизни городка — «дорусский» в VI—X веках и «русский» XI—XIII вв., когда местное население было глубоко интегрировано в культуру и экономику Руси. К сожалению, этнический состав жителей городка в «русский» период раскопки не уточнили. Олег Овсянников, Марек Ясински: «Святилище (жертвенное место) на р. Гнилке… по соседству с городищем — в 50 м к востоку… Во время раскопок (1987−1995) …найдено около 2000 древних предметов из стекла, меди, бронзы, железа, кости. Иглы железные (22), ножи (42), наконечники стрел (16), фрагменты топоров (11), фрагменты медных котлов (58) …бронзовые подвески (6), стеклянные бусы …(58)… весь облик инвентаря… — это северные районы Руси… функционирование его прекращается после конца XIII в., когда в печерских тундрах произошла смена населения, исчезла летописная «печера» и пришли ненецкие племена…» (14). Большинство находок имеет русское происхождение, местные добывали пушнину и меняли ее почти исключительно на предметы русского ремесла. Олег Овсянников, Марек Ясински: «…На европейских средневековых картах значительно севернее Пустозерска… еще один «город» — некая «Печора»… Может быть, именно это место имел в виду Николаас Витсен, приведя на рубеже XVII—XVIII вв. слегка путаные… сведения: «Если некоторое время грести вверх по реке Индига, против острова Колгуй, вблизи самоедов, живущих у океана, то приходят к местечку под названием Городище, где в прежние времена жил народ, называемый чудь, которые воевали с русским и теперь больше не существуют. Остались только стены их древнего города…» …Городище расположено на так называемом Ортинском полуострове … Три фаса крепости сохранились полностью… оборонительные сооружения в виде рвов и валов… ворота… построены более «солидно»… двойные крепостные деревянные стены… Все это говорит о достаточно высоком уровне фортификационных знаний его строителей… (15). Совокупность археологического материала позволяет предварительно датировать Ортинское городище периодом VI — начала XI вв. и рассматривать это укрепление как один из племенных центров населения, обитавшего в районе Нижней Печоры… с которым несколько позднее, вероятно, на рубеже вв. или в самом начале XI столетия, столкнулись военно-промысловые ватаги из Ладоги и Новгорода… Русские летописи знакомы с этими племенами и назвали их «печерой» (16). Охотники-«сихиртя» со временем стали передовым отрядом русского продвижения на восток за «мягким золотом». В 2006—2008 годах проведены раскопки их поселения в бухте Находка в устье Оби. Культурный слой оказался полон артефактов русского происхождения — обувь, сбруя, украшения, ткани. Два народа работали в одной экономической «пушной» связке, цепочка которой начиналась в Сибири, а заканчивалась в Западной Европе и Византии. Ненцы даже отмечали сходство «сихиртя» с русскими: «…Они походят на русских. Одежда мужчин — русского покроя (они носят также кольчугу), а на одежде женщин много пуговиц и металлических подвесок. Они живут в домах русского типа…». Конец взаимодействию русских и «сихиртя» на этом месте наступил в конце XIII века — с приходом ненцев. В ненецких мифах это выглядело героически. Эльдар Ахадов, российский поэт и писатель: «…Конец «эры сихиртя» и наступление «эпохи ненцев» («людей») подробно описывается в ярабц» «Няхар» Сихиртя» (сказитель Пак Худи). На Лад яра Саля (мысу с песчаной вершиной) находится стойбище трех братьев-сихиртя, с которыми живет их сестра. Однажды к ним прибывают посланники владыки нижнего мира Нга с требованием отдать ему в жены девушку-сихиртя. Получив отказ, Нга сокрушает землю — в небе сходятся черная и белая тучи, раздается удар грома, перевернувший Лад яра Саля вверх дном. Лишь девушка-сихиртя чудом уцелела, оставшись в беспамятстве лежать на нарте. Очнувшись, она обнаруживает, что чумы ее братьев погрузились под землю, и отныне им уготована жизнь в сопках» (17). Не проживали ненцы на момент прихода русских, не покоряли русские ненцев. Пойдем дальше… 5. Русские обосновались на Печоре до ненцев Русские, согласно письменным источникам, пришли на Печору раньше ненцев. В узких кругах это бесспорно, в широких — считают наоборот. Кому-то так удобнее. Людмила Хомич: «Первые письменные сведения о продвижении русских на Европейский Север относятся к XI—XII вв., однако, несомненно, это продвижение началось значительно раньше» (18). Энциклопедический словарь «Ненецкий автономный округ»: «Есть упоминания, согласно которым славянские племена вели торговлю с Югрой еще в VI веке. Русские летописи отмечают зависимость в IX в. Печоры и Югры от киевских князей и систематические сборы дани» (19). Олег Овсянников, Марек Ясински: «Сведения русских летописей не оставляют сомнений в том, что русским… был достаточно хорошо известен район Нижней Печеры уже к концу XI столетия. Об этом красочно… повествует рассказчик в древнейшей русской летописи — «Повести временных лет», записавший под 1096 г. «интервью» новгородского боярина Гюраты Роговича: «Послал я отрока своего в Печеру, к людям, которые дают дань Новгороду. И пришед открок мой к ним, а оттуда пошел в землю югорскую. Югра же сказала отроку моему: «Дивное мы нашли чудо, о котором не слыхали раньше… есть горы, заходят они в луку морскую, высота у них до неба, и в горах тех стоит клик великий и говор, и секут гору… и в горе той просечено оконце малое, и оттуда говорят, но не понять языка их, но показывают на железо и машут руками, прося железа, и если кто даст им нож или секиру, они вместо того дают меха». К моменту этого летописного повествования печорские племена уже платили дань Новгороду, о чем прямо говорится в летописи (20). Два ключевых момента в определении, чья была Печора. Первый — уплата дани, присяга местных племен Великому Новгороду с XI века. Второй — «новгородская волость Печора» с XIII века. Русские по документам контролировали Печору задолго до прихода ненецких племен. Олег Овсянников, Марек Ясински — российский и польский археологи: «Во второй половине XIV века великий князь как будто бы полностью распоряжался Печерой — этот район был отдан «в кормление» Андрею Фрязину, «как было за его дядею за Матфеем за Фрязиным…» Обстановка в этом регионе продолжала оставаться неспокойной и во второй половине XV столетия, что было связано прежде всего с военной активностью зауральских племен . В «Грамоте великого князя московского и князя новгородского Ивана Даниловича (Калиты) …сказано: «От великого князя Ивана… Приказал есмь Печерскую сторону Михайлу, а ходит на море в двадцати человек, а вы, бояре двинские, не вступайтеся в гнездные потоки, ни в места…» (21). А что археология? В 1985—1995 годах раскопки О. В. Овсянникова подтвердили приход русских на Печору в XI веке — раньше ненцев. Олег Овсянников о находках в Ортинском городище и городище на Гнилке: «…Весь облик инвентаря определенно указывает направление культурных и торговых связей населения, оставившего его, — это северные районы Руси… большинство обнаруженных находок относится к периоду XI—XIII вв… В этой ситуации появление русского становища в XI—XIII вв. около бывшего древнего центра местной племенной группировки и одновременно поблизости от их священного места, куда они приходили и где можно было контактировать (торговать, менять пушнину), кажется вполне правдоподобным. Более того, нельзя исключать, что данная ситуация определила и место будущего Пустозерска — русская рать в 1499 г. подошла к развалинам города Усташа и поставила вблизи его свой острожек… (22). Может, русские пришли на Печору только за данью, что не значило колонизации края? Раскопки показали настолько значительное влияние русских на фортификацию, быт и промыслы «сихиртя», которое без их постоянного пребывания здесь было невозможно. Надо понимать следующее — Русь, не имевшая месторождений золота и серебра, в XI веке создала систему добычи, транспортировки и реализации пушнины с огромной прибылью. Пушнину везли от Оби и Енисея до городов Ганзы и Византии. «Сихиртя» добывали пушнину, русские контролировали, находясь в ключевых пунктах типа Ортинского городища, и направляли огромную выручку на строительство централизованного государства. Совместная система пушной добычи и рынок, наполненный русскими товарами, что подтверждают артефакты, требовали пребывания торговцев, сборщиков, вооруженной охраны, ремесленников. Вахтовый метод русских превратился в проживание в городищах. К сожалению, раскопки 1985−1995 года настолько меняли «удобную» картину прошлого на Печоре, что их решили закончить. О. Овсянников: «Решение администрации Ненецкого автономного округа прекратить в 1996 г. финансирование экспедиции заставило свернуть весь комплекс полевых работ». Если губернатор НАО А. Цыбульский не собирается принижать значение русских в истории Печоры, то в качестве задачи археологам обозначит исследование окрестностей Ортинского городища и других неисследованных памятников XI—XIII веков, а не Пустозерск XVI—XIX вв. Продолжение работ О.В.Овсянникова даст большие открытия, полезные для Русской Арктики. 6. Ненцы пришли позднее русских А когда на Печору пришли ненцы? Определение этого времени затруднительно. Русские в XV веке считали, что ненцы проживают на Оби, куда откочевали с Саян и распространились на восток и запад по берегам Ледовитого океана. А на европейских картах даже XVII века «самоядь» указана на Оби. Людмила Хомич: «Начало продвижения самодийских племен на север было связано, видимо, с переселением народов в вв н.э., в результате которого племена, населявшие Южную Сибирь, пришли в движение и часть их двинулась на север… Движение шло главным образом по Оби… и продолжалось до конца I тыс. н. э… Историк Фишер, который предполагал, что северные самоеды… являются потомками самоедских племен Саянского нагорья, продвинувшихся из южной Сибири в более северные районы… в XIX в. было подкреплено огромным лингвистическим материалом и обосновано Кастреном. …М. А. Кастрен предполагал, что в вв н. э. в связи с передвижениями народов самоедские племена были вытеснены из пределов Саянского нагорья к северу» (23). Олег Овсянников, Марек Ясински: «Л. В. Хомич считает, что были две волны прихода ненцев: первая в XI в. и вторая, закрепившая тундры за новым населением — в XII—XIV вв., что предполагает вытеснение прежнего населения с мест их обитания… (24). …в конце XIII в., а вероятнее в XIV в. столетии под натиском пришедших из-за Северного Урала нескольких волн ненецких племен прекращают существование последние святилища местного племени печера, постепенно исчезает и сам древний народ, оставив о себе память в летописях, сказаниях и ненецком фольклоре. Приход нового населения, воинственного и малознакомого, был неблагоприятен для Руси: прежние связи, казавшиеся прочными и стабильными, были порваны, а новые еще не налажены. Более того, под угрозой оказались не только интересы Руси в Печорском регионе, но и контакт с далекими обскими территориями…» (25). Людмила Хомич: «О сравнительно позднем выходе предков ненцев на север… свидетельствует и лингвистический материал. В ненецком языке сохранились термины, относящиеся к породам деревьев, которые не встречаются на севере, имеются многочисленные термины для лесных зверей… Термины для пород деревьев и лесных зверей зачастую уводят нас далеко на юг, на Саянское нагорье…» (26). Первая волна ненцев несущественно изменила население Печоры. Оленеводство как племенной уклад пришельцев не мешал охотникам — «сихиртя» и русским. Вторая волна, очевидно более многочисленная, заполнила пространства Печоры, и ситуация изменилась радикально. Но следов вооруженных столкновений не обнаружено, Ортинское городище не осаждалось, а было заброшено. Почему «сихиртя» не боролись с пришельцами? Похоже, в то время на Печоре сошлись несколько проблем. Поступление пушнины, вероятно, сократилось, и инфраструктура «золотого потока» стала нерентабельной. Пришедшие на Северный Урал ненцы не только заняли Печору, но и прервали поставки мехов из Сибири. Часть «сихиртя» ушла за пушниной на восток. В 2006—2009 годах в бухте Находка, в устье Оби проводились раскопки городка «сихиртя», насчитывающего 6−8 семейных жилищ и существовавшего с 1240 по 1280 год. Его жители являлись частью русской пушной системы — в культурном слое множество предметов северорусского ремесла. Где-то «сихиртя» в Сибири жили и позже. Охотники из бухты Находка ушли, а их место заняли ненцы, вытеснившие «сихиртя» из пушной цепочки и договорившиеся с русскими. Русским нужна была пушнина, не все ли равно, кто ее добывает? «Сихиртя» растворились в русском и ненецком народах, русские сохранили контроль над Арктикой, ненцы начали платить дань. Итак, ненцы пришли на Печору позднее русских. Ооновское определение коренного народа здесь несостоятельно. Деление на коренных-пришлых в Арктике не имеет исторического освнования и оказалось легко проверяемой ошибкой. Ошибкой ли? В 1990-годы, когда формировалась концепция закона РФ о коренных народах, Родиной торговали оптом и в розницу, не говоря уже об американских экспертах по написанию законопроектов, оказавшихся впоследствии штатными офицерами ЦРУ. Нехорошие размышления при чтении текста возникают, но чтобы по-милюковски воскликнуть «глупость или предательство?» пока не хватает фактуры. 7. Что делать? Ненцам не следует обижаться на изложенное выше, русские тоже не соответствуют ооновскому определению коренного народа. Потому, что определение писалось не «от земли», а в целях конструирования геополитических напряжений. Определению ООН малого коренного народа в НАО вообще никто не соответствует. Русские не «малые», ненцы пришли сюда позже русских. Если правило не работает, оно неверно. 700−900 лет пребывания на Печоре русских и 700−600 лет — ненцев достаточно, чтобы коренными считались оба народа. Но импортное деление на коренных-пришлых закреплено в Законе РФ «О гарантиях прав малых коренных народов РФ» и создало разрыв между ненцами и ведущими традиционный образ жизни русскими. Что не в интересах стабильности в российском пограничье. Законы не вечны, они пишутся для решения текущих задач. В связи с большим желанием США сделать Севморпуть международной юрисдикцией, началом крупносерийного строительства американских ледоколов и заявлениями адмиралов США о готовности решить проблему силовым путем, задачей №1 является укрепление арктической границы России, единство здешнего населения. Эти цели требуют распространения признания коренным и распространения соответствующих льгот и на русское население Арктики. Для этого надо принять федеральный закон «О народах Севера» или «О населении Севера и Дальнего Востока России», где льготы, заложенные в ФЗ «О гарантия прав…», были бы доступны всем жителям Русской Арктики. Также в них следует предусмотреть предоставление северянам права безвозмездного выделения для личных потребностей лесных делянок, земли под строительство и сельское хозяйство, охотничьих и рыбных угодий, 2--процентной ипотеки — как на Дальнем Востоке. Это, кстати, закончит и с заявками поморов на статус малого коренного народа, бенефициарами которых являются норвежцы. Поморам-то нужно сохранить уклад, ловить рыбу, а не заниматься политикой. Следует подкрепить Институт археологии РАН и СО РАН госфинансированием и включить в планы их работы исследования истории появления русских и их роль в Арктике, состав местного населения и обстоятельства их взаимодействия на всем побережье Ледовитого океана. Требуется скорректировать и идеологию сотрудничества народов Севера. Нет пришлых и коренных, нет первых и вторых. Есть народы, в том числе государствообразующий русский, давно осваивающие эти, казалось бы, безжизненные, но хранящие несметные сокровища пространства. «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Евангелие от Матфея). Примечания: Ю. Попов, Н. Цымбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала. Учебник 5−7 классов. Тюмень. 2001.С.7 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации. С. Н. Горбунов, М. Ю. Задорин. Коренные народы и устойчивое развитие. Архангельск. 2014. С.106 Там же. С.220 И. Беляев. История Новгорода Великого. От древнейших времен до падения. М. 1864. Л. В. Хомич. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М-Л. 1966. С.42 О. В. Овсянников, М. Э. Ясински. Пустозерск. Русский город в Арктике. СПб. 2003. С.62 Л. В. Хомич. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М-Л. 1966. С.35−36 Там же. С.36 Там же. С.32 Ю. Попов, Н. Цымбалистенко. Мифология, фольклор и литература Ямала. Учебник 5−7 классов. Тюмень. 2001.С.49−50 Л. В.Хомич. Ненецкие предания о сихиртя. Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре. О .В. Овсянников, М. Э. Ясински. Пустозерск. Русский город в Арктике. СПб. 2003. С.65−66 Там же. С.67−77 Там же. С.77−80 Там же. С.97 Э. Ахадов. Вибрации жизни. Эссе и исследования. Л. В. Хомич. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М-Л. 1966. С.42 Ненецкий автономный округ. Энциклопедический словарь. М.2001. С.30 О. В. Овсянников, М. Э. Ясински. Пустозерск. Русский город в Арктике. СПб. 2003. С.61 Там же. С.99 Там же. С.69−77 Л. В. Х омич. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М-Л. 1966. С.29−30 О. В. Овсянников, М. Э. Ясински. Пустозерск. Русский город в Арктике. СПб. 2003. С.97 Там же. С.98−99 Л. В. Хомич. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М-Л. 1966. С.36−37