Из Нур-Султана в Жуковский лоукостером
В прошедшую пятницу казахский лоукостер FlyArystan, созданный на базе Air Astana, совершил первый рейс Нур-Султан – Москва. В Жуковском первых пассажиров встречали Снегурочки с хлебом-солью и папарацци. Утро пятницы, 13 декабря, у британца Питера Фостера и британо-австралийца Тима Джордана выдалось бодрым. Много лет назад судьба свела их на Филиппинах, а вот сейчас – забросила в аэропорт Жуковский. Тим Джордан, глава FlyArystan Переминаясь с ноги на ногу на продуваемой со всех сторон взлетно-посадочной полосе, они стойко ждали захода на посадку борта FlyArystan, выполняющего рейс Нур-Султан – Жуковский. Это первый международный рейс нового лоукостера казахских авиалиний Air Astana. Начиная с 13 декабря рейс становится регулярным: вылет из Нур-Султана (бывшая Астана) в 22:10 по местному времени, прилет в Москву (Жуковский) в 22.40. Вылет из Жуковского в 23:25 и прибытие в казахскую столицу в 05:35 утра следующего дня. Когда самолет наконец приземлился под щелканье затворов камер журналистов и целой эскадрильи специально приглашенных заснять исторический момент блогеров, Питер, генеральный директор компании Air Astana, поздравил своих казахских коллег и Тима, которого он год назад пригласил возглавить лоукостер, с почином. Команда FlyArystan прилетела из Казахстана в Москву встречать Airbus A320, один из четырех бортов, имеющихся в распоряжении авиадискаунтера, чуть ли не в полном составе. Месяц назад на Дубайском авиашоу FlyArystan подписал соглашение о намерении с компанией Boeing: лоукостер планирует купить 30 бортов Boeing 737 Max 8. Фото предоставлено пресс-службой Международного аэропорта Жуковский «Я очень надеюсь, что Boeing решит проблемы с этими самолетами и, если это произойдет, мы плавно переведем на них весь парк. В 737 Max на девять кресел больше, чем в A320, а для лоукостера с его ничтожной операционной маржой эти дополнительные девять пассажиров делают погоду», – объясняет Питер корреспонденту HotLine.travel, пока пассажиры первого рейса FlyArystan освобождают борт. Питер Фостер, генеральный директор AirAstana Питер доволен, как развивается проект лоукостера, в который Air Astana на сегодняшний день инвестировала порядка 10 млн долларов: FlyArystan вышел на прибыль через 53 дня после запуска. Не менее довольные пассажиры тем временем не спешат сходить на землю: каждый пытается заснять происходящее на смартфон. Еще бы – не каждый раз тебя встречают русские Снегурочки с хлебом-солью и десятки объективов. Директор по маркетингу авиадискаунтера Жанар Жайлауова замечает: большой процент пассажиров FlyArystan летят впервые. Раньше за такую цену можно было ехать только поездом. Наконец изрядно замерзших журналистов приглашают на борт. Сам A320 – небольшая диковинка, а вот делать селфи с казахскими стюардессами – абсолютный must. Фото предоставлено пресс-службой Международного аэропорта Жуковский Флот FlyArystan довольно молодой: самолетам не более 6 лет. Жанар очень старается, чтобы и журналисты, и бизнес-партнеры, приглашенные на церемонию, увидели самолет изнутри: «У нас там всё новое, ничего не расшатано, не разболтано». Топ-менеджеры FlyArystan в один голос говорят о важности следовать модели лоукостера: движение на минимальные расстояния, из точки А в точку В, отсутствие стыковок, максимальная простота в обслуживании, плата за каждый дополнительный сервис. Но при всем этом – действительно дешевые билеты. FlyArystan предлагает четыре категории билетов: стандарт (только ручная кладь весом 5 кг), стандарт плюс (ручная кладь 10 кг и выбор стандартного места на борту), комфорт (ручная кладь 5 кг, регистрируемый багаж 20 кг и выбор стандартного места) и комфорт плюс, в котором добавлены право приоритетной посадки и возможность один раз бесплатно перебронировать полет. Минимальный тариф на рейс Москва – Нур-Султан – 1690 руб. в один конец. Улететь в Казахстан по такой цене можно, например, 15 и 16 января. Как и большинство авиалиний, FlyArystan использует принцип динамического ценообразования, поэтому следить за билетами по промоцене нужно весьма пристально. В любом случае среднее предложение на этот рейс укладывается в диапазон от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. Это почти вдвое ниже того, что предлагают «Аэрофлот», Air Astana и S7. Правда, с ценами FlyArystan конкурирует другой доморощенный авиадискаунтер Казахстана – SCAT, который летает из Внуково. Представитель FlyArystan помогает молодой маме зарегистрироваться на рейс По словам Жанар Жайлауовой, не каждый аэропорт может подстроиться под модель лоукостеров, обеспечив им максимально скорость и возможность воспользоваться минимальным набором услуг. В этом смысле открывшийся в 2016 году аэропорт Жуковский отвечает требованиям авиадискаунтера. FlyArystan сейчас рассматривает предложения от других российских воздушных гаваней, в том числе Сочи, Нижнего Новгорода, Краснодара, так как в планах компании – расширить географию полетов при условии, что новые города будут находиться в 4 часах лета от базовых точек лоукостера в Казахстане. По словам генерального директора Air Astana, запуск казахского авиадискаунтера открывает безграничные возможности по освоению Среднеазиатского региона, где до сих пор не было бюджетных авиалиний, фокусирующихся на внутренних маршрутах. Фото предоставлено пресс-службой Международного аэропорта Жуковский Для российских туристов Казахстан тоже может открыться по-новому, учитывая двойной эффект запуска FlyArystan. Лоукостер не только делает возможность слетать в Казахстан из Москвы практически даром, но и значительно ускоряет и удешевляет перемещение по стране.