Самолеты не слушаются Путина
Президент России Владимир Путин поручил разработать региональную и местную сеть авиамаршрутов. В ходе совещания с членами правительства он отметил, что сейчас людям часто приходится летать через Москву даже в рамках одного региона. О том, что ситуация эта ненормальная говорят уже давно, и глава государства считает, что ее необходимо менять. «Необходимо будет увязать и развитие маршрутной сети в субъектах Федерации с комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в целом, имеется в виду развитие аэропортов, пассажирских терминалов, строительство взлётно-посадочных полос и так далее», - подчеркнул он. Прежде всего, речь идет о Дальнем Востоке, районах Крайнего Севера, Восточной Сибири, однако это касается и европейской части страны. Как считает президент, маршруты должны быть экономически привлекательными для авиакомпаний, а цены посильными для пассажиров. «Только в этом случае система региональных и местных авиаперевозок будет успешно работать и развиваться», - уверен Владимир Путин. Он также обратил внимание на подготовку пилотов и готовность промышленности к выпуску самолетов, «которые по цене, качеству, по требованиям безопасности должны быть конкурентоспособными на мировом рынке». «Свободная пресса» не раз писала и о проблемах с подготовкой и нехваткой пилотов, и о проблемах разрекламированного «Суперджета», и об организации авиаперевозок, в том числе на Дальний Восток, и о многих других проблемах отрасли. Да и власти, как признал президент, обсуждают эти вопросы давно. Однако видимых изменений почему-то пока не ощущается. Наверное, судить о подготовке кадров и технических достоинствах российских самолетов рядовому гражданину сложно. Но вот «обилие» маршрутов и стоимость билетов может оценить каждый. Пока власти в очередной раз обсуждают, как сделать авиаперелеты для россиян доступными, а для авиакомпаний рентабельными, билеты продолжают дорожать. По данным онлайн-сервиса «Туту.ру», цена на перелет по России в первом квартале следующего года для авиапассажира в среднем увеличится на 6,5%. В числе самых популярных направлений из Москвы - Сочи, Симферополь, Минеральные Воды, Калининград, Краснодар, Екатеринбург, Уфа, Санкт-Петербург. «Цены на авиабилеты по этим направлениям в 1 квартале 2020 года увеличатся от 6% до 38% по сравнению с ценами 1 квартала 2019 года», - сообщает TRN. По данным «Известий», темпы роста доходов отечественных авиаперевозчиков в I–III квартале 2019 года незначительно превысили рост расходов — 12,8% против 12% соответственно. Сдерживают рост доходов скачки цен на топливо, возросшие затраты на обслуживание а аэропортах, обязательное страхование. Обещанные компенсации авиаперевозчики пока не получили, а механизм демпфера так и не работает. Еще год назад директор НЦ № 19 ФГУП «ГосНИИ ГА», профессор МГТУ ГА Александр Фридлянд бил тревогу по поводу удручающего состояния большинства региональных перевозчиков, что не делало их привлекательными для инвестиций. По его мнению, здесь самая большая статья затрат для них - аэропортовое и наземное обслуживание. «Это связано с тем, что плечи короткие, самолет часто садится, и здесь проблемы реконструкции и модернизации наземной инфраструктуры имеют более высокое значение, чем для магистральной авиации», - писал он в статье для «Содружества авиационных экспертов». Кроме того, эксперт указал, на другую проблему. Авиапромышленность не обеспечивает замену на 2/3 устаревшему технически и морально авиапарку. Низок пока и пассажиропоток на региональных маршрутах. А учитывая то, что благосостояние граждан оставляет желать лучшего, и это признается даже на официальном уровне, возможности для авиапутешествий сомнительны. По результатам совещания, наверняка будут даны поручения, чиновники пообещают разработать планы, принять меры, вот только россияне, скорее всего, так и будут платить втридорога за билеты и молиться о благополучном полете. На развитие сети регионального авиасообщения сильно влияет российская специфика, в том числе огромная территория страны, считает заведующий Лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры (ИОРИ) РАНХиГС Юрий Пономарев. - Зачастую для авиакомпаний, если нет субсидирования по некоторым определенным маршрутам, они являются не очень рентабельными. Если нет поддержки, самолеты не летают. «СП»: - Авиаперевозчики постоянно жалуются на растущие расходы, государство выделяет субсидии, однако перелеты остаются дорогими. Но в других странах авиасообщение на региональном уровне достаточно развито. Почему же у нас оно становится все менее доступными? - Сказываются цены на топливо, аэропортовое обслуживание, внешняя конъюнктура. Есть и другие факторы. Например, с начала следующего года предполагается, что вступит в силу закон о новых требованиях обеспечения авиационной безопасности, в частности, установка видеонаблюдения на воздушных судах. Это потребует инвестиций, которые будут перекладывать в стоимость билетов. На цену влияет и география. У нас протяженность перелетов больше, чем в Европе, соответственно, совокупная стоимость билета выше. Из Москвы на Дальний Восток перелет длится 7-8 часов, а из Франции в Германию полтора-два часа. При этом и уровень доходов населения отличается. «СП»: - Почему зачастую из одного сибирского города в другой приходится летать через Москву? - Здесь несколько аспектов. Например, стоимость аэропортового обслуживания: при стыковочном рейсе через Москву суммарная стоимость перелета получается дешевле, потому что московские хабы предоставляют более низкие цены обслуживания, чем некоторые региональные аэропорты. Есть также вопросы загрузки, аэропортовой инфраструктуры и другие. В основном в России распространена модель, когда есть крупные хабы, через которые осуществляется большая часть перевозок. Одна из основных целей нацпроектов, которые должны быть реализованы до 2024 года, - обеспечение 50% перевозок, минуя Московский транспортный узел. «СП»: - Но ведь пассажиры тратят на это время. Почему не развивается малая авиация, которая позволяет летать внутри региона? - Это вопрос доступности воздушных судов для авиакомпаний. Пул воздушных судов, которые могли бы обеспечивать малые региональные перевозки, не такой большой - в основном, Bombardier, Embraer, но они не очень закупаются. Возможно, не очень подходят наши условия эксплуатации. Предполагалось, что будет наш Superjet 100, ориентированный как раз на региональные перевозки, но по разным причинам, в том числе по связанным с ним историям, самолет не очень удается внедрить на рынок - как российский, так и зарубежный. Да и стоимость судов не такая маленькая, только крупные авиакомпании могут себе позволить. «СП»: - Какие-то реальные меры может принять государство, чтобы авиаперевозчикам было выгодно летать не только в крупные города, а для граждан авиабилеты стали доступны? - Меры, которые можно реализовать, уже запланированы. Это прямое субсидирование отдельных маршрутов. Кроме того, обсуждается снижение НДС на такие перевозки, предполагается, что для маршрутов, которые минуют Москву, снизят ставку, чтобы повысить рентабельность для авиакомпаний. Еще один момент - развитие региональных аэропортов. Развитие региональных перевозок должно обеспечить нормальный уровень издержек авиакомпаний и аэропортов обслуживания, а также комфортный уровень для пассажиров. «СП»: - Стоит ли ждать реальных действий со стороны власти после прошедшего совещания и требований президента или опять все ограничится разговорами? - Если проблемы поднимаются уже на таком уровне власти, то думаю, что «да». Тем более что все это должно быть реализовано по нацпроектам. А сейчас контроль за их реализацией жесткий и чуть ли не персональная ответственность. Думаю, что сдвиги будут. Но в то же время кардинального снижения стоимости воздушных перевозок я бы не ожидал. Дай Бог, чтобы она не росла. Бизнес в России: Российская авиация пикирует в яму Экономический кризис: Перевозчики предупредили о подорожании авиабилетов в 2020 году