Битва за «Бажовскую». Кто выиграет в многомесячной борьбе за станцию метро?

Многомесячная война между Екатеринбургом и коммерсантами за станцию метро «Бажовская» закончилась успехом – победой горожан. Суд обязал бизнесменов снести незаконное строение и вернуть землю в муниципальную собственность. В интересах города История эта за последние пару месяцев превратилась в настоящий детектив. Станция метро «Бажовская» на перекрёстке улиц 8 Марта и Большакова была законсервирована много лет назад, но в будущем она станет пересадочным узлом на пересечении двух веток уральской подземки. На её возведение в своё время было потрачено 1,5 млрд рублей, и сооружение было практически готово. По словам сотрудников метрополитена, осталось провести облицовочные работы, прорыть выходы и построить входную группу. Остановочный комплекс выглядит очень привлекательно и с точки зрения пассажиропотока: рядом строится ледовая арена на 15 тысяч зрителей. Но в прошлом году возникла проблема: прямо над станцией компания «Промавтосервис» возвела двухэтажный офисник, который поставил под вопрос развитие метро Екатеринбурга. При этом законность постройки и процедура выделения земли под неё вызвали у специалистов большие сомнения. «Этот участок никогда не предоставлялся под объект капстроительства, – пояснила начальник юридического отдела департамента архитектуры Екатеринбурга Евгения Рожок. – Ограничения были прописаны в договоре об аренде земли ещё в 2014 году. Следовательно, предприятие не имело права возводить там здание и выкупать участок по льготной цене». «Мы сопоставили документы и сделали вывод, что вид использования земли был изменён, – рассказал ранее замглавы Екатеринбурга по вопросам капстроительства Алексей Бирюлин. – По закону, это можно сделать лишь на основании решения органов местного самоуправления. Но такого решения не было!» То есть де-юре на этом месте должна быть только наземная автостоянка на 280 мест. Де-факто там расположился двухэтажный «особняк» с подземной парковкой. Глава города Александр Высокинский принял решение не пускать это дело на самотёк, потребовав расторгнуть договор аренды и обязать коммерсантов снести самовольно возведённую постройку. Весы Фемиды Судебная тяжба длилась несколько месяцев и широко освещалась в СМИ. Её участниками помимо городской администрации и коммерсантов стали несколько ведомств (областной Минстрой, метрополитен и прокуратура). Весы Фемиды склонялись то в одну, то в другую сторону. В скандал оказался замешан даже депутат гордумы. На одно из судебных заседаний явился парламентарий Сергей Шадрин со своим помощником и заявил, что является представителем компании. Непонятно, насколько этичен с его стороны был данный шаг, ведь ранее именно дума Екатеринбурга отнесла спорный участок к зоне ТОП-2, где запрещено возведение каких-либо капитальных объектов. Впрочем, до участия в этом деле Шадрина не допустили. Между тем 2 декабря суд удовлетворил ходатайство городской администрации о приобщении к материалам дела выпуска газеты «Вечерний Екатеринбург» (от 26 сентября 2014 года). Именно там было опубликовано постановление, на основе которого коммерсанты получили землю. При этом разрешённый вид использования территории – размещение автостоянки. Но справедливость востор­жествовала. В минувшую пятницу, 6 декабря 2019 года, состоялось заседание Арбитражного суда Свердловской области. Доводы ответчика были признаны несостоятельными, и суд встал на сторону администрации Екатеринбурга. Застройщик обязан снести незаконный объект в течение месяца и возвратить землю городу. В свою очередь администрация вернёт предприятию 12 млн рублей, выплаченных за аренду участка. «Мы не сомневались, что суд объективно и всесторонне разберётся в возникшей ситуации, – прокомментировали решение в городской администрации. – Отсутствие площадки для пересадочной станции «Бажовская» усложнило бы задачу появления третьей линии подземки, связывающей микрорайон Академический, Втузгородок и северный Шарташ». Уже известно, что ответчик попытается обжаловать постановление суда, на это у него есть 30 дней. Но в администрации заявили, что будут бороться за интересы горожан до конца. Стоит также отметить, что если бы Екатеринбург проиграл это дело, то в дальнейшем пришлось бы выкупать построенное здание по его рыночной стоимости. Более того, перешедший в собственность арендатора участок (закон допускает его приватизацию при наличии капитального строения) нужно было бы выкупать почти за 90 млн рублей.

Битва за «Бажовскую». Кто выиграет в многомесячной борьбе за станцию метро?
© АиФ Урал