Директор СКИ РАНХиГС: создание комфортных условий сократит кадровый дефицит в СКФО
Реализация проектов по созданию производств, новые подходы к развитию основных сфер экономики и государственного управления на Северном Кавказе требуют постоянного притока квалифицированных кадров. Однако пока регионы СКФО продолжают испытывать кадровый дефицит, несмотря на высокую плотность населения. Молодые люди охотнее едут учиться и работать в другие субъекты РФ. Как создание комфортной среды в городах и селах СКФО поможет удержать на малой родине местных специалистов, что привлечет на Кавказ высококлассные кадры из других регионов и чем отличается молодое поколение управленцев, в интервью ТАСС рассказал директор Северо-Кавказского института — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), председатель Общественного совета при Минкавказе РФ Азамат Тлисов. — В регионах Северного Кавказа самая высокая плотность населения в стране — 85 человек на квадратный километр (при среднероссийском показателе 18 человек на кв. км). Как максимально эффективно использовать этот человеческий капитал? Какие проблемы надо решать уже сейчас в связи с прогнозами по росту численности населения округа? — Территория Северного Кавказа очень дифференцирована. Это и крупные города, такие как Махачкала и Ставрополь, или агломерации, такие как Кавказские Минеральные Воды с высокой плотностью населения. Это и моногорода с высоким запросом на высококвалифицированные инженерные кадры, в которых на протяжении многих лет наблюдался не стремительный, но достаточно постоянный отток населения. И, конечно, сельские поселения, в которых проживает половина всего населения округа. Они тоже крайне разнородны: крупные села с успешными колхозами и предприятиями и совсем небольшие горные села в несколько десятков дворов. И сегодня одна из самых сложных задач — это создание комфортных условий для жизни граждан, возможностей для их самореализации, комплексного развития человеческого капитала, которое включает в себя и доступность качественного образования, медицинского и социального обслуживания, разветвленной инфраструктуры и транспортной сети — как в городах, так и в сельских населенных пунктах. Необходимо создание новых рабочих мест, новых производств, расширение рынков сбыта и консолидация товаропроизводителей региона для совместного продвижения товаров и услуг. Комплекс мер, необходимых для решения этих задач, требует значительных ресурсов, а достижение определенного социального стандарта с учетом труднодоступности части территорий округа — еще и дополнительных издержек. Но при этом есть понимание, что сохранение населения в этих территориях крайне важно с точки зрения и государственной политики, и государственной безопасности. Поэтому в этой части очень важны инициативы Минкавказа РФ по разработке закона о горных территориях — он должен стать ответом на довольно острый вопрос, касающийся их постепенного "опустынивания", которое в дальнейшем может привести к крайне неблагоприятным и болезненным последствиям. Необходимы решения, направленные на устранение кадрового дефицита в СКФО. А эта проблема касается практически всех отраслей, для примера, в Карачаево-Черкесии, по данным республиканского минздрава, дефицит кадров в сфере здравоохранения составляет порядка 700 специалистов разного уровня, и такая картина характерна для всех регионов. Но при этом в регионах есть и очень хорошие примеры создания центров притяжения кадров. Например, Сосудистый центр в Черкесске, один из лучших в стране, или проект в сфере образования, реализованный в Нальчике, –— Детская академия творчества "Солнечный город" (Центр дополнительного образования в Нальчике, который в конце ноября посетил президент РФ Владимир Путин — прим. ТАСС). Мы видим, что сегодня реализуются новые проекты в экономике, промышленности, сельском хозяйстве, в сфере туризма и санаторно-курортного лечения. Но и на примере этих успешных площадок мы наблюдаем тот же кадровый дефицит, который замедляет выход регионов на новый уровень развития. — Но почему при высокой плотности населения в округе постоянно отмечается кадровый дефицит? И что необходимо делать, чтобы улучшить ситуацию? — Здесь есть несколько факторов. Во-первых, высокий уровень рождаемости в СКФО компенсируется довольно сильным оттоком населения, очень много молодежи уезжает учиться в другие регионы — сегодня система ЕГЭ позволяет, находясь дома, выбрать любой вуз страны. Далеко не все, получив образование, возвращаются домой. Но даже получая образование в родном регионе, специалист не обязательно останется там работать, потому что профессиональная мобильность позволяет реализовывать себя в любом регионе страны и за ее пределами. Чтобы удержать специалиста, необходимо наличие соответствующих условий. Конечно, одним из наиболее весомых является уровень дохода, но все чаще обращается внимание и на другие факторы — климатические условия, экологию, размеренный темп жизни и так далее. Конкурируя за кадры, важно создать условия, которые будут привлекательными для человека. Это и качественное медицинское обслуживание, и комфортная городская среда, и безопасность, и организация досуга. Именно потому, что выявить и удовлетворить конкретные потребности населения способен уровень власти, максимально приближенный к населению, важно консолидировать усилия Федерации, регионов и муниципалитетов по созданию комфортных условий для жизни. — Сейчас в органы власти регионов Северного Кавказа все чаще привлекаются эффективные управленцы из других регионов. Говорит ли это том, что регионы не справляются самостоятельно? И насколько это положительная или отрицательная тенденция для регионов? — Привлечение кадров из другого региона — это вполне естественный процесс, характерный не только для Северного Кавказа. Такой обмен кадрами был всегда, просто на протяжении довольно долгого периода времени Кавказ ассоциировался с дефицитом безопасности, сложной криминогенной ситуацией, невысоким уровнем доходов, и это сдерживало приток специалистов. То, что сейчас на Северном Кавказе в органы власти стали приходить высококлассные кадры из других регионов, говорит о том, что здесь создаются соответствующие условия. При этом речь идет не только об управленческих кадрах — как и любой другой регион, мы нуждаемся в хороших врачах, педагогах, инженерах. Создание новых сложных, наукоемких производств также требует большого количества соответствующих кадров, и часто пригласить готовых специалистов оказывается быстрей и дешевле, при этом продолжая растить свои кадры. Кадровая политика, система подготовки и развития кадрового состава — это сфера глобальной конкуренции, не позволяющая останавливаться. И упущенное время оборачивается существенными потерями в экономике и социальной сфере, равно как и в госуправлении. — Сегодня как на федеральном, так и на региональном уровне проводятся кадровые конкурсы, цель которых — сформировать резерв, в том числе для органов исполнительной власти. Насколько, на ваш взгляд, это эффективный инструмент для формирования новой профессиональной элиты Северного Кавказа? — Говоря о кадровых конкурсах, которые сейчас приобретают популярность, ключевой задачей ставят не только поиск лучших на данный момент специалистов в той или иной области, но и формирование сообществ профессионалов, выстраивание и поддержание устойчивых профессиональных связей, способствующих их взаимодействию друг с другом. Форматы кадровых конкурсов — межрегиональных, всероссийских — позволяют это сделать. Это важная возможность для специалиста скорректировать свое положение в профессиональной системе координат, так сказать, "сверить часы" с коллегами, которые находятся с ним на равном или сопоставимом профессиональном уровне и при этом стремятся к более эффективной самореализации. Кроме того, человек расширяет свое профессиональное общение и в некотором смысле получает необходимый опыт для дальнейшего развития. — Азамат Борисович, вы возглавляете Северо-Кавказский институт — филиал РАНХиГС, который занимается в том числе подготовкой будущих управленческих кадров. Какие они — будущие эффективные менеджеры Северного Кавказа? — Конечно, это люди, которые умеют работать в команде, постоянно совершенствуют свой профессиональный уровень. Владеющие навыками планирования и обладающие высоким уровнем самоорганизации. Они очень амбициозны, хорошо видят свои возможности и почти молниеносно обмениваются информацией, опережая в этом многих из нынешнего поколения управленцев. Для управленцев, как мне представляется, очень важным является умение системного анализа информации, быстрой адаптации к меняющимся экономическим условиям. В условиях цифровой трансформации очень важными становятся компетенции в области информационных технологий. И еще важным качеством профессионала является умение постоянно развивать и приумножать свои знания и навыки. — В определенный период главной задачей для Северного Кавказа было решение вопросов безопасности, затем — встраивание в единое правовое поле государства и так далее. Какой главный вопрос, по вашему мнению, решают регионы СКФО сейчас? И каким должен стать следующий шаг? — Участие в реализации национальных проектов дало возможность регионам СКФО существенно улучшить социальную инфраструктуру: это и программа по строительству школ и детских садов, и модернизация здравоохранения, сейчас активно развивается дорожная инфраструктура. Это первоочередные задачи, решение которых позволит думать о следующем шаге в развитии региона — приходе крупных инвесторов и реализации масштабных проектов. Нам нужно думать о комплексном развитии территории, как можно более быстрыми темпами сокращая разницу в развитии по сравнению другими российскими регионами. На это сегодня направлены усилия, которые предпринимают и Министерство по делам Северного Кавказа, и институты развития, созданные правительством страны и региональными органами власти. В определенном смысле они формируют бизнес-среду, поэтому реализация инвестпроектов на Кавказе — это не только бизнес, это в целом социальное развитие Северо-Кавказского федерального округа. Беседовала Елена Гриценко