Войти в почту

За дверями старой синагоги

В прошлом году Екатерина Гандрабура проводила в Дагестане семинар для работников местных музеев. На одной из встреч ей рассказали о синагоге в старой столице — Буйнакске. Здание было закрыто уже много лет — что находится внутри, никто давно не видел. Вскоре Гандрабура вместе с председателем еврейской общины города Изгиягу Пашаевым стояла у стен таинственной синагоги. У Пашаева были ключи не от всех замков, так что в итоге пришлось залезать в окно. Увиденное на несколько дней захватило мысли Екатерины. Внутри царила атмосфера заброшенности, но на шелковом талите — покрывале для молитвы — лежала кошка с новорожденными котятами. Екатерина долго размышляла о судьбе заброшенной синагоги и в итоге решила попробовать изменить ее. Единственная уцелевшая В конце XIV века на месте нынешнего Буйнакска разбил шатры среднеазиатский полководец Тамерлан, он же Хромой Тимур. Отсюда он командовал экспедициями в горы Дагестана. После его ухода возник небольшой аул под названием Темир-хан-Шура, а позже расположилось русское укрепление. Поселение разрасталось и стало административным центром. Сюда стекались самые разные люди — представители множества национальностей и конфессий. Вместе с ними появлялись здания: шиитская мечеть, армяно-григорианская, католическая, лютеранская церкви, синагоги. Из этих построек сохранилась до наших дней лишь возведенная в 1862 году усилиями горских евреев синагога. В конце XIX — начале XX веков до четверти населения города составляла еврейская община. Это были и горские евреи, говорящие на иранском наречии, и европейские евреи-ашкенази. По словам директора Буйнакского историко-краеведческого музея Микаила Дугричилова, сегодня это самая старая синагога на Северном Кавказе. Построена она по типовому проекту, а вот внутреннее убранство интересно тем, что сохранилось первозданным до наших дней: мебель, стены в орнаментах, каменная плитка во дворе. Правда, службы в синагоге давно не проводятся. Представители еврейской общины начиная с 1990 годов постепенно разъехались — сегодня в городе осталось около десяти семей. Эмма Шамаилова — одна из этих немногих. Ее семья уже семь поколений живет в Буйнакске. Внучка Эммы — едва ли не единственная представительница еврейской молодежи в городе, но и она скоро переедет в Петербург. Новелла о синагоге Видеоинтервью с Эммой и другими представителями еврейской общины стало частью проекта «Открывая синагогу Темир-хан-Шура». Проект в этом году победил в конкурсе поддержки музейных инициатив и выставочных проектов «Российского еврейского конгресса». Главная цель — привлечь внимание к синагоге и сохранить ее как архитектурное, историческое и культурное наследие. Художник из Иерусалима Макс Эпштейн создал внутри синагоги инсталляцию, задействовав брошенные предметы, найденные там же — это книги, молитвенники, ткани. А 8 декабря в здании при многочисленных зрителях состоялся перформанс «Открывая синагогу». Внутри зажгли свечи — по словам Эпштейна, любое действо в синаноге всегда проходит при заженных свечах, а когда оно заканчивается, то свечи тушат. Художник рисовал на прозрачном столе сюжеты из жизни синагоги и еврейской общины. Действо проецировалось на большой экран на стене и сопровождалось музыкой, специально написанной израильским композитором Юрием Бренером. Исполнял ее сам Бренер вместе с валторнистом из Германии Аркадием Шилклопером. Все вместе производило большое впечатление — история синагоги оживала на глазах. — Перформанс, который мы представили, — это новелла, она созвучна молитве. Но не чтение текста, а, скорее, визуальная и музыкальная новелла, отсылающая к воспоминаниям, связанным с историей этого места и вообще еврейского народа, — пояснил зрителям художник, отметив, что, вероятно, такого количества людей синагога не видела давно. Память о людях В тот же день в Буйнакском историко-краеведческом музее открылась выставка-исследование. На ней впервые показали документы, свидетельствующие о временах расцвета еврейской городской общины, о судьбах людей. Их предоставил Центральный государственный архив Дагестана. Там же можно увидеть коллекцию текстиля, найденного в синагоге и отреставрированного, живопись и графику Макса Эпштейна, посвященные горским евреям Буйнакска и самой синагоге, а также видеоинтервью с жителями города. Организаторы надеются, что экспозицию за время работы выставки пополнят и сами горожане. 9 декабря в Буйнакске провели круглый стол, где обсудили дальнейшую судьбу синагоги. По замыслу авторов проекта, после капитального ремонта в синагоге стоит открыть музей. — В круглом столе приняли участие представители Еврейского конгресса, общины горских евреев Дагестана, руководители музеев Дагестана. Все выдвинули предложение создать на базе синагоги Буйнакска музей горских евреев не только Буйнакска, а всего Северного Кавказа, — говорит Екатерина Гандрабура. Уже на открытии перформанса заместитель главы Буйнакска Саид Гамзатов заверил, что голос художников услышали и город готов поддержать идею реставрации синагоги. За реставрацию и открытие музея и глава городской иудейской общины Изгиягу Пашаев. — Мы понимаем, что восстанавливать синагогу как действующую невозможно: в городе осталось очень мало представителей общины, — говорит он. — Все эти годы нам было трудно даже собраться на общую молитву, так как для этого нужно десять человек, а столько никогда не собиралось. Но если здесь будет музей и каждый посетитель сможет ознакомиться с историей синаноги и самой общины, то это будет прекрасно.

За дверями старой синагоги
© «Это Кавказ»