Сказ о том, как Соловья Разбойника орловчане «свистнуть» хотят
У себя в телеграмм-канале Роман Алёхин объявил войну помощнику орловского губернатора Сергею Лежневу. Войну не простую, а меркетинговую. И суть её в том, что своего родимого Соловушку Разбойника мы не уступим загребущим соседям. Дело в том, что помощник губернатора Орловской области, Сергей Лежнев, предложил сделать символом Нового года своего региона – Соловья-разбойника. И даже обосновал это у себя в блоге, написав несколько версий. Конечно, большая часть обоснования касается этимологии слова «разбойник», предлагая свою трактовку, где это, якобы, не негативное слово. В пример приводится Робин Гуд. Также Сергей приводит и экономические версии, и экологические, и другие весёлые. Есть и погружение в историю вопроса. Только и в этой версии, как и в остальных, на былинно-историческом поприще нет глубокого исследования. В то же время, мы можем обосновать курскую историческую родину Соловья очень детально. Как обоснованно говорит в своём посте Роман Алёхин, «Курская область – край соловьиный, через нашу область проходил торговый тракт, на котором и разбойничал наш герой. Я тоже могу порассуждать и о казаках-разбойниках, и о том, что Татищев зарождение казачества приписывает Курской земле, и о казаке Илье Муромце, который мог признать только силу другого казака и что свистели страшно казаки, идя в атаку и один казак мог положить десятки врагов в бою. Но главное – с нами согласны федеральные эксперты и уже давно прописали именно в Курской области Соловья-разбойника на сказочной карте России. И думаю на этом спор можно закончить». Поддержу выводы Романа, рассказав о том, что удалось найти в курских закромах в защиту нашего, именно нашего земляка, Соловья свет Будимировича. А потом, разобрав время и место обитания героя, поговорим об экономической и туристической выгоде, которые может принести региону исконный бренд. В одной из статей мы уже писали об историческом наследии, которое досталось нашему краю от легендарного героя. Что же общего у него с Курским краем в целом и Дмитриевским районом, о котором пойдёт речь ниже, в частности? Попробуем разобраться? Мы встречаем чаще всего рассказ о соловье в описании подвига Ильи Муромца. Начнём с Соловья. Итак, его в разных версиях легенд величают разными отчествами. Более ранние былины сильно отличаются от более поздних, на которые как раз частично опирался орловский заместитель губернатора. Вот, например - Рахматович, Ахматович и Адихмантьев сын. Эти отчества свидетельствуют о жизни героя в заявленный историками период монгольского нашествия. Но, насколько мы знаем, Илья Муромец, встречавшийся с Соловьём для «душевной беседы», жил во времена князя Владимира. А это было в девятом веке. Получается, вышеупомянутые отчества являются более поздним наложение. Рассмотрим ещё отчества: Будимирович и Харахманович. Они встречаются в ранних вариантах былин, что говорит о том, что шансы на подлинность истории, больше. Чем ближе к времени возникновения истории, тем больше деталей сохранял эпос. А Харахманович полностью соответствует тому, как в древней Индии назывались представители высшей касты - брахманы или харахманы. Сделаю небольшое отступление, пояснив, что санскрит, считающийся древнейшим языком планеты, имеет огромнейшее сходство с русским разговорным, до сих пор использующимся по глубоким деревням и сёлам. Тому множество примеров и доказательств. Ради интереса, могу указать, что знаменитый на весь мир санскритолог, приехав в Питер на масштабную встречу учёных того времени, состоявшуюся в 1908 году, был поражён Вологодской губернией. Которую проезжал с большими остановками. Учёный с удивлением рассказывал, что на самом архичном, то есть древнем, санскрите, который он встречал лишь в ветхих источниках, говорит вся глубинка Вологодской земли. С тех пор пошло много времени, были изучено многое и многими учёными, и выводы профессора только подтверждались – корень санскрита и русского один. Это я рассказываю к тому, чтобы было понимание, что часть старых названий рек, мест, населённых пунктов очень схожи с санскритом. И если их смысл уже утрачен в нашем языке, его можно подглядеть там. Итак, продолжим. Получается, Соловей каким-то образом имел отношение к этой касте, называемой в древней Индии брахманами, что может перенести время его жизни в более ранний период. История этой касты насчитывает минимум 5 тысяч лет. Кстати, знаменитые казака-характерники и харахманы очень перекликаются. Не могу утверждать из-за недостаточного исследования именно этой «ветки», но корень слов имеет одно и то же значение. Исследования Льва Прозорова легенд об Илье и князе Владимире косвенно подтверждают, что описываемые бытовые и многие другие реалии былин могли происходить не в девятом, а в шестом веке. Желающие могут сами ознакомится с выводами историка в его книгах, дабы излишне не загружать статью здесь. Перейдём к ещё одной ветке исследования. Что нам даёт знание отчества Соловья? А многое! Он уже не может быть бандитом с большой дороги. Да и отчество Будимирович говорит о высоком происхождении героя. На Руси двойные имена получали преимущественно отпрыски княжеских кровей и знатных родов. А в те времена бандитов называли старым русским словом - тати. Разбойник - это новодел. Так что, уважаемому заместителю губернатора Орловской области в этом направлении не получится перевести стрелки на свой край. Хорошо, допустим, что Соловей представитель вовсе не криминального мира. Чем же тогда он занимался и где обитал? Наш земляк - курянин, Виктор Крюков, много лет по крупицам собирал историю города Курска. И в ней есть упоминания о встрече Ильи, воеводы Киевского, присланного в наш край князем уговорить Соловья с дружиной присоединиться к Киеву! Вот как. Стало быть, наш герой минимум воевода местной дружины, либо вообще князь, который может принимать подобные решения. Но вернёмся к былинам, дабы узнать, где же Соловей квартировался. Хочу сразу заметить: в древних текстах за столетия многое может измениться. Но мелкие географические названия, в силу своей незначительности, либо непонятности, практически всегда остаются неизменными. В своё время, знаменитый советский исследователь, Юрий Липкинг, обращая на это внимание, смог найти многие исторические сокровища, такие как Гочевское городище. Для нашей Родины оно - тоже, что и шлимановская Троя для всего мира. Итак, перед встречей с Соловьём, Илья освобождает некий городок от вражеских полчищ. От этого города до Киева по прямой пятьсот вёрст. И ехать надо «у Грязи Чёрной, у Берёзы покляпой, у речки Смородины, у креста Левонидова». Что примечательно, описание дороги неизменно во всех вариантах былин. Скажите, зачем описывать путь, ориентируясь на грязи да берёзы, коих на Руси тьма тьмущая? (тьма по-старорусски это десять тысяч) Такое важно только в единственном случае, если это названия местностей или населённых пунктов. И, скорее всего, находящихся недалеко от освобождённого города. А это уже интересно для исследования. Действительно, в нашей, Курской области есть две Чёрные Грязи. И одна из них в Дмитриевском районе. Это первый ориентир. А от него пять-шесть километров до Старого Города, где когда-то располагался современный Дмитриев. Уж не этот ли древний город в таком случае освободил доблестный Илья с дружиною? За Грязью есть и село Берёза, рядом с которым древнее городище. Для крупного города оно мелковато, а вот для заставы или небольшого засечного городка, контролирующего путь по Свапе, вполне. Стоит отметить, что в древности Свапа и Ока брали начало в одном озере с большим островом посередине. Сегодня исток Оки немного сместился, а вот Свапа по-прежнему берёт начало там, где располагалось это озеро с Самодуровским курганов в центре. Место приметное, в войну там шли ожесточённые бои. Так вот, это единство речного пути образует одну из ветвей Пути из Варяг в Греки. Судите сами: Чёрное море – Днепр – Десна – Сейм – Свапа – Ока – Волга. Далее путь несколькими маршрутами выходил как в Балтику, так и в Белое море. Здесь же, на землях Дмитриевского, Льговского, Хомутовского и Рыльского районов проходил близко к речным берегам Тракт, по которому можно было добраться до Рыльска и Киева в одну сторону, и до северных земель в другую. А с запада именно в нашей области степь подходила очень близко к границе Руси. Оттуда тоже шли не только волны набегов, но и торговые караваны, пересекаясь с водной артерией, несущей на своих плечах товары по линии север-юг. Возможно, место расположения городища в Дмитриевском районе и есть место ставки былинного разбойника? Хотя и для небольшого городка вполне подходит, учитывая тогдашние размеры приграничных городов - крепостей. Мы не находим в данном исследовании Левонидова креста. Но раньше существовала традиция ставить по берегам рек и на дорогах кресты-ориентиры. Возможно, он до сих пор стоит ненайденный где-нибудь на слиянии Свапы с Сеймом. Там есть ещё одна Чёрная Грязь, и городище Соловейня. Или Соловень-гора. Это место даже больше подходит для поисков нашего героя. Кстати, название реки Смородины, вдоль которой путешествует Илья со товарищи, сакральное, мистическое. Так называется река в русских сказках, на берегу которой живёт Баба Яга, и река между нашим миром и миром богов. Ещё подобное название носит река с Калиновым мостом, ведущим в мир мёртвых. А в деревнях до сих пор на меже, разделяющей огороды соседей, высаживают кусты смородины. В те давние времена, когда происходили события, Свапа лежала меж земель Руси и Дикого поля, действительно была границей и могла называться Смородиной. Конечно, все это лишь предположения. Но кто знает, что раскроется нашим археологам и историкам в будущем? Или уже раскрывается? В Дмитриевском районе есть много мест, которые можно назвать раем для археологов. Мы выше говорили о санскрите и его близости к русскому языку. В районе есть речка Харасея, впадающая в Свапу незадолго до того места, где раскинулось Городище. Название Харасея – легко читается на санскрите и может иметь несколько трактовок. Но у них общий смысл – несущая что-то сакральное, сеющая мудрость. А в старых легендах Руси Богородица звалась Матерью-Сва. И Свапа в этом ключе приобретает тоже глубокий сакральный смысл. Тут уж близость таких названий с местом обитания правителя местности быть случайной не может. Кстати, предположения непрофессионала Липкинга, уже подарили миру настоящие исторические сокровища многих его раскопок. И выводы по Соловью могут оказаться пророческими. Как и Шлиман не был специалистом, а Трою всё же нашёл. Может и в нашем крае когда-нибудь история Соловья обретёт реальные подтверждения своего существования. А вот теперь стоит сказать и об экономической части нашего интересного рассказа. Во многих регионах существуют свои туристические бренды, связанные с былинами и сказками. Под них создаются усадьбы в старинном стиле и расписные терема, где проводят народные праздники и гуляния, работают исторические мастерские и разные сказочные развлечения для детей, собирая на крупные фестивали десятки тысяч людей со всей страны. А у нас такого нет, но между тем, можно было бы сделать Соловья брендом наравне с другим курским соловьём, создать на месте его обитания крупный этно-туристических центр с насыщенным и сказочным наполнением. Да и само имя – Соловей, опять же, ни на Курский ли край намекает? Имея в своём крае, такие древние и глубокие былинные корни, курянам больше не придётся ездить за сказкой в тот же Липецк на Кудыкину Гору. А губернатору беспокоиться о внутреннем туризме. Скорее, развитие этого бренда повлечёт приток туристов из разных концов страны, а значит, дополнительные финансовые вливания в регион. Исходя из этого, как думаете, стоит предложить Роману Владимировичу Старовойту услышать предложение нашей редакции и обратить внимание на символ Курского края более пристальное внимание? Тем более, что план развития у нас уже есть и мы готовы к беседе. Александр Горбатенков Фото www.diary.ru/