Лопнет ли стриминговый пузырь?
Крупные игроки вступили в схватку за рынок OTT, тем не менее данному рынку необходимо разнообразие — новые платформы-гиганты, по сути, мало чем отличаются друг от друга. То, что аудитории предстоит наблюдать в течение ближайшего времени, напоминает разворачивание огромных армий перед сражением эпических масштабов. Последними на поле предстоящей битвы, где уже выстроились Amazon Prime, YouTube и Hulu, явились Apple+, Disney+ и BritBox — до начала боевых манёвров осталось дождаться запуска HBO Max и Peacock. Стриминговые войны будут нешуточными, и определённо повлияют на мировую культуру и экономику. На кону миллиарды долларов и судьбы многих крупных фигур мировой индустрии развлечений. Зрительская аудитория, от симпатий которой зависит исход схватки, получат доступ к неслыханному объёму премиального контента. По данным британского Управления связи (Ofcom), этим летом число британских абонентов, подписавшихся на OTT-сервисы, выросло с 11,2 млн (39% аудитории) в 2018 году до 13,3 млн (47%) аудитории. По словам официального представителя Ofcom, Великобритания становится «стриминговой державой». По данным компании Grabyo, специализирующейся на технологиях производства видео, в США, Европе и Австралии стриминг обогнал по популярности платное ТВ. Лидером стримингового рынка остается SVOD-сервис Netflix, чей охват рынка в среднем составляет 54% (и доходит до 61% в отдельных англоязычных странах). Однако победное шествие сервиса значительно замедлилось в этом году — падает число подписчиков, новые игроки переносят свой контент из каталога Netflix на собственные платформы. По словам управляющего директора деловой медиасети DPP Марка Харрисона, такое огромное количество видеоконтента может привести к эффекту «пузыря доткомов» — экономического кризиса, случившегося 20 лет назад. «В реальности зарабатывать на стриминге удаётся очень немногим. Контента становится всё больше, и он весьма востребован, но потребности аудитории, на самом деле, изучены пока недостаточно хорошо для того, чтобы создать действительно эффективную модель. Момент, когда пузырь лопнет, неизбежен — вопрос только в том, что спровоцирует кризис, и что будет дальше» — рассуждает Харрисон. Он считает, что OTT-сервисам необходимо формировать альянсы: «В ближайшее время мы будем наблюдать ряд слияний и поглощений». Контента стало вдоволь, но зритель остается неудовлетворён, и когда пузырь лопнет, в выигрыше останутся компании, которые прислушивались к мнениям потребителей. «Пользователям не нравится, что поиск интересного контента остаётся сложным, и то, что чтобы иметь доступ ко всему, что хочется посмотреть, необходимо оформить несколько подписок. Таким образом, аудитория начинает делиться по уровню доходов: состоятельные пользователи, которые могут себе позволить много подписок, и те, кто пользуется «фримиум»-сервисами, дистрибутирующими контент бесплатно при условии просмотра рекламы» — заключает Харрисон. Глава отдела программатик-рекламы в MediaCom Грэхэм Филд прогнозирует рост «фримиум»-сервисов на фоне конкуренции платных OTT-сервисов, чреватой инфляцией и закрытием не выдержавших гонки проектов. По словам Филда такие платформы как ITV Hub и All4 уже собирают огромную аудиторию за счёт бесплатного доступа к первоклассному контенту. «Всё больше становится объём контента, потребляемого через мобильные устройства, и качество бесплатных сервисов не уступает платным. Впрочем, «фримиум»-сервисам необходимо соблюдать меру с персонализированным рекламным таргетингом — пользователя может отпугнуть то, что искусственный интеллект слишком близко знаком с его личными предпочтениями» — отмечает Филд. Сервис доставки цифрового контента Limelight Networks ежегодно публикует доклады о состоянии рынка онлайн-видео. В 2019 году аналитики выяснили, что для британских пользователей SVOD-сервисов главным барьером является цена подписки: 54,6% опрошенных сообщили, что готовы отменить текущую подписку, если она подорожает. Качество стриминга также станет важным фактором успеха в кризисных условиях. По данным старшего управляющего Limelight Networks Майкла Миллигана, 26% зрителей перестают смотреть видео, как только оно начинает «тормозить», и если это происходит во второй раз за время просмотра, ролик выключает около 60% пользователей. С приходом 5G-связи на смартфоне можно будет смотреть видео в формате HD и UHD, поэтому требования к качеству трансляции значительно вырастут. «Сегодня можно наткнуться на спойлер прямо во время просмотра прямой трансляции, потому что кто-то успевает увидеть видео на 30-40 секунд раньше и написать твит. Минимальная задержка трансляции становится одним из самых выгодных преимуществ сервиса на этом рынке» — утверждает Миллиган. Марк Харрисон считает, что видеостриминг пойдет по пути музыкального стриминга: сервисы начнут предлагать максимальный выбор контента на одной платформе, как это делают Spotify или iTunes. «У индустрии стримингового видео есть все технические возможности для того, чтобы запускать платформы-агрегаторы. От этого выиграют и провайдеры первоклассного контента, которые всё чаще испытывают недостаток средств для пополнения каталога. Я не утверждаю, что первой эту модель начнет использовать Apple, но они уже давно работают в этом направлении, создавая сервисы-агрегаторы новостей и музыки. Когда появился iTunes, в нём было огромное, но не исчерпывающее количество музыки. К примеру, музыку The Beatles сервис не мог заполучить годами. Но это в итоге случилось — потребитель всегда получает то, что хочет». ИСТОЧНИК: Raconteur