Близок к отчислению. Ослабление Гончарука и раздражение Зеленского
МВФ и социальные нюансы Падение в чартах побудило президента Владимира Зеленского на днях записать свежие видеообращения во время прогулки и на беговой дорожке. Зеленский недвусмысленно подчеркивает: за премьер-министра Алексея Гончарука и министров никто держаться не будет, если они паразитируют на президентском рейтинге и не выполняют ранее утвержденные между Кабмином и Офисом президента задачи. В этом убежден кандидат политических наук Алексей Якубин. По его мнению, против Кабмина Гончарука играет также провал в переговорах с Международным валютным фондом (МВФ). Киев оставался ни с чем после двух визитов технической миссии Фонда. Между ней и Кабинетом министров возникли трения по вопросу «Приватбанка». Кроме того, МВФ не видит работающей экономической программы правительства. «Плюс есть социальные нюансы в разгар отопительного сезона. Заметна ситуация, когда президент пытается отстраниться от премьера. Президент, в отличие от премьера, показан нам как человек, который думает о коммунальных тарифах», — заключил политолог. Только один путь Когда вместо Арсения Яценюка руководство правительством в 2016 году перенял Владимир Гройсман, у него тоже было высокое народное доверие. Но после решения о повышении цены на газ для населения на 23,5% с 1 ноября 2018 года персональный рейтинг Гройсмана упал в четыре раза. Под конец каденции показатели премьера скатились на самое дно. Глобальная проблема нынешнего правительства — в продолжении экономической политики предшественников. Как и правительства Яценюка и Гройсмана, текущий Кабмин ничего не предлагает, кроме следования неолиберальным установкам. «В правительстве Гончарука не читали работы таких экономистов, как Ангус Дитон, Джозеф Стиглиц, Андре Гундер Франк, и не собираются с ними ознакамливаться. А Карла Маркса они отдали под декоммунизацию», — считает эксперт по экономическим вопросам Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) Денис Гаевский. Он уверен, что тем же неолиберальным установкам будут следовать и те, кто придет на смену Алексею Гончаруку и его подчиненным. Аналитик напомнил, что ни одного высокого чиновника с опытом работы в реальном секторе экономики Кабмин после 2014 года не знал: на постах были юристы, бухгалтера, аудиторы и банкиры. А между тем неумение поставить специалистов на ключевые позиции негативно сказывается на эффективности работы всего правительства. При этом надо учесть, что Украина является страной периферийного капитализма, который свойственен третьему миру. Особенность периферической экономики состоит в том, что такие страны оказываются сырьевым придатком и рынком сбыта промышленно развитых стран. Так что о качественном госуправлении говорить нечего. Правительство занято лишь отстаиванием узкокорпоративных интересов. В резульатате министерствами продолжают управлять теневики, различные олигархи и бенефециары правящего политпроекта «Слуга народа», считает Гаевский. Правда, 29 августа истечет годичный иммунитет правительства. Это может стать причиной назначения новых министров и премьера в Кабмин. Тогда у правительства появится некий кредит доверия, который, хочется верить, не успеет угаснуть до местных выборов, которые должны пройти ближе к осени 2020 года. Это хотя бы на время поддержит падающие рейтинги «Слуги». Есть повод к апрелю Впрочем, экономист Андрей Вигиринский предполагает, что состав правительства можно пересмотреть уже в конце первого квартала 2020 года — в марте. Именно в этот период государство должно представить финансовый отчет по итогам календарного года, то есть собрать сводки с мест и подвести итоги выполнения поручений президента. Правда, далеко не все поручения президента можно выполнить к этому сроку. К примеру, своим указом он придал силу решению СНБО о неотложных мерах по обеспечению энергетической безопасности. СНБО, в свою очередь, поручил правительству до 1 января 2020 года погасить задолженности по зарплате шахтерам госшахт и предотвратить оную возможность в будущем. Но в таком случае нужно решать — закрывать шахты или выставлять на приватизацию. Это невозможно сделать до апреля, уверен Вигиринский. Финэксперт не видит, чтобы Кабмин располагал стратегией, которую стоит внедрять. По среднесрочному бюджетированию КМУ подготовил макропрогноз на ближайшие три года, но вообще-то программа деятельности Кабмина рассчитана на пять лет. Согласно планам правительства, экономика будет расти за счет потребления, то есть увеличения расходов домохозяйств и денежных переводов трудовых мигрантов ($10-12 млрд в год, плюс неучтенные переводы и посылки наличкой). «Драйверами роста признаны возрастание соцстандартов и минимальной зарплаты. Но все понимают, что минималка не является источником дохода преимущественного количества граждан. Как минимум 50% оплаты труда находится вне базы налогообложения», — объяснил Вигиринский. Пятилетняя программа еще не даст понять, выполняют ли свои показатели эффективности члены правительства. Ведь под каждый пункт программы, отметил финэксперт, были обещаны отдельные стратегии с отдельными пунктами по выполнению. Этого не сделано. Следовательно, это очередное пустое пиар-обещание. Политологи и экономисты сошлись во мнении, что украинской власти нет смысла декларировать социально ориентированное государство и при этом вводить неолиберальные реформы. Эти идеи взаимоисключают друг друга по своей сути. Нельзя ждать, что экономика будет расти на базе увеличенных трат граждан, но при этом зарплата расти не будет, а инвестиции не придут. На 15 или на 100? Тем временем власть продолжает пиариться и обманывать. 30 ноября Зеленский поручил правительству продумать снижение тарифов на энергоресурс, чтобы результат уже был в декабрьских платежках. Гончарук, перекладывая с себя ответственность, сказал, что президент должен внести новый закон, тогда тарифы на тепло будут снижены на 10-15%. А 2 декабря лидер государства сообщил, что найдено решение по снижению тарифов почти в два раза. Так на 10-15% или вдвое? Маловероятно, что закон будет принят, так как для утверждения в двух чтениях перед Новым годом не хватит времени. Кроме того, правительство придумало страховую цену на газ, и людям нужно стать биржевыми брокерами и высчитывать, выгодно ли им платить за фиксированную страховую цену на 7% меньше. Впрочем, жители домов с центральным отоплением не могут себе позволить даже этого. Эксперты говорят, что нет экономических оснований снижать тариф в ручном режиме, так как цена газа пока только растет, а теплопроизводители и так терпят убытки из-за искусственно заниженных тарифов и вынуждены дотироваться из местных бюджетов, чтобы рассчитаться с облгазами и «Нафтогазом». А долги между тем накопились многомиллиардные. Нельзя забывать и тот факт, что с 1 января 2020 года в стране автоматически внедряется свободный рынок газа, где цены не могут регулироваться государством.