Дело в ФАС: региональные аэропорты разоряют «Аэрофлот»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) по жалобе ПАО «Аэрофлот» возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Топливно-обеспечивающая компания» в аэропорту Южно-Сахалинска. Кроме того, сообщили News.ru в пресс-службе ведомства, в настоящее время также изучаются материалы по стоимости заправки, буксированию, подаче трапов, уборке салонов и других услуг. Особое внимание уделяется аэропортам с неразвитой конкуренцией, где авиакомпания не имеет альтернатив по выбору поставщика какой-либо из перечисленных услуг. Также проверяется информация о попытках отдельных аэропортов переложить расходы международных терминалов на внутренние рейсы — это будет пресечено, — заявили в ФАС. Кроме того, антимонопольной службой выданы предупреждения крупным аэропортам и холдингам об обеспечении доступа к инфраструктуре другим операторам, что позволит развивать конкурентные услуги в нерегулируемом сегменте. О своей поддержке жалобы «Аэрофлота» заявили также авиакомпании S7 Airlines («Сибирь») и «Уральские авиалинии». Utair на оперативный запрос News.ru ответить не смогла. Авиакомпания «Уральские авиалинии» поддерживает позицию авиакомпании «Аэрофлот» в том, что повышение тарифов на наземное обслуживание в части аэропортов в 2019 году существенно превзошло уровень инфляции, — заявила News.ru представитель пресс-службы «Уральских авиалиний». В свою очередь «Сибирь» также считает контроль со стороны ФАС полной стоимости рейса делом необходимым, сказала News.ru пресс-секретарь авиакомпании Надежда Хаитова. Проблема увеличения цен на нерегулируемые услуги в аэропортах сверх инфляции, которые растут наиболее быстрыми темпами, актуальна уже не первый год, подчеркнула она. Кроме того, в 2019 году рост ставок происходит на фоне отмены льготы по НДС на аэропортовые услуги, что, напротив, должно было привести к их снижению. В то же время сохраняются высокие цены на топливо после их резкого подорожания в 2017-2018 годах (более чем на 30%), пояснила официальную позицию компании S7 Airlines пресс-секретарь. По данным «Аэрофлота», которые приводит ТАСС, в аэропорту Ижевска рост регулируемых сборов составил 21%, нерегулируемых — 38%, в Кемерове — 5% и 70% соответственно, в Петропавловске-Камчатском — 5% и 14% соответственно. Также рост стоимости обслуживания фиксируется в аэропортах Абакана (7%), Геленджика (7%), Екатеринбурга (8%), Новосибирска (6%), Нового Уренгоя (5%), Самары (15%), Ставрополя (6%), Томска (9%), Тюмени (7%), Улан-Удэ (9%) и Уфы (12%). К регулируемым сборам относятся взлёт-посадка, стоянка, обслуживание пассажиров в аэровокзале в 100 крупных аэропортах страны (согласно реестру Росавиации, всего в России их 227) и авиационная безопасность. При этом к нерегулируемым (их не может контролировать ФАС) относятся: подача автотрапа и телетрапа, облив и уборка самолёта, использование тягача для буксировки, подача багажных транспортёров и бортпитания и др. Также топливо-заправочные компании в региональных аэропортах значительно увеличили и стоимость заправки самолётов авиатопливом. По подсчётам «Аэрофлота», больше всего в июне 2019 года эта тенденция проявилась в городах Дальнего Востока, «что ещё можно объяснить удалённостью региона». Однако стоимость одной тонны авиакеросина в «крыло» в Саратове в июне 2019 года оказалась на 5% выше, чем в Петропавловске-Камчатском, — следует из письма генерального директора «Аэрофлота» Виталия Савельева руководителю ФАС Игорю Артемьеву, которое цитирует ТАСС. По словам Савельева, цена керосина на Дальнем Востоке «вызывает серьёзную озабоченность». Так, стоимость тонны керосина в аэропортах Южно-Сахалинска и Петропавловска-Камчатского на 10 тысяч рублей или более чем на 20% больше, чем в Хабаровске и Владивостоке. В Магадане стоимость тонны топлива выше на 20 тысяч рублей. Дороже всего горючка в Магадане и Якутске — на уровне примерно 68 тысяч рублей за тонну. Общий вывод жалобы гендиректора «Аэрофлота» главе ФАС: повышение стоимости обслуживания и заправки провоцирует стагнацию перевозок и авиационной отрасли в целом. Кроме того, «проводимая со стороны аэропортов политика по наращиванию собственной прибыли в отсутствие конкурентной среды оказывает влияние на реализацию программы по доступности перевозок для населения», подчеркнул Савельев. Необходимость сговора {{expert-quote-409}} Author: Дмитрий Симонов [ командир экипажа воздушного судна Boeing 777 гражданской авиации ] В случае накопившихся задолженностей в аэропорту просто могут не подогнать трап, то есть пассажиров вы не высадите. Хотя, это, конечно, крайние меры. По словам авиатора, из-за высоких тарифов операторов-монополистов билеты особенно в северных населённых пунктах могут стоить очень дорого: за 50 тысяч рублей можно пролететь всего 1,5 тысячи км. По мнению Симонова, в этом, возможно, присутствует и определённый сговор по так называемым «откатам». В договоре ценник один, а в итоге скрытые прибыли делятся между заинтересованными лицами. Иначе говоря, объяснил представитель авиации, в реальности некая услуга может стоить, условно говоря, в 10 раз меньше, поскольку нужны прибыли как на поддержку аэропортов, на развитие, так и на «распил» между сторонами сговора. Ну а дальше рост тарифов бьёт, естественно, по карманам пассажиров, поскольку их авиакомпании компенсируют ценой билета, объясняет директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации (ГНИИГА) Александр Фридлянд. Но надо понимать, что рентабельность у авиаперевозчиков, и в особенности у российских, очень низкая, если не убыточная. И если инфраструктурные операторы повышают цены на услуги и заправку даже на небольшие суммы, то это ощутимо «съедает» тонкий слой прибыли, который имеют отечественные авиакомпании, говорит эксперт. {{expert-quote-404}} Author: Александр Фридлянд [ директор Научного центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации ] У авиакомпаний очень «тяжёлая» экономика, сильно зависящая от парка самолётов. На современных широкофюзеляжных, средне- или дальнемагистральных самолётах можно зарабатывать приличную прибыль, но на судах регионального типа прибыль можно получать только, если их полёты субсидируются. Всё обусловлено стоимостной приемлемостью для пассажиров. Бизнес же авиаперевозок капиталоёмкий и требует существенных инвестиций. Проще говоря, поясняет эксперт, если крупные авиаперевозчики могут «терпеть» рост тарифов, то региональные вовсе не способны превозмогать конкуренцию. Вот почему в условиях малого потока перевозок так необходимы антимонопольные решения в виде контроля за ценами. В росте ставок виноват ФАС? По мнению генерального директора ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктора Горбачёва, в увеличении ставок виновата больше всего именно ФАС, поскольку вопросы регулирования эта служба рассматривает вместо месяца целых пять. Иначе говоря, уточнил он, ФАС не успевает за ростом цен на авиакеросин, на электроэнергию, за обесцениванием зарплат и другими вещами. {{expert-quote-406}} Author: Виктор Горбачёв [ генеральный директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации ] Пока ФАС регулирует, аэропорты вынуждены выживать в условиях меняющихся цен. Таким образом, региональным аэропортам приходится умеренно поднимать тарифы на нерегулируемые сборы. Но для того, чтобы компенсировать инфляционные издержки, аэропорты начинают брать кредиты на содержание и обслуживание воздушных судов со ставкой 20-25%. Эксперт добавил также, что регулировать цены на услуги и керосин ФАС может лишь в регионах, поскольку московский авиаузел «отбился» правительственным указом от антимонопольного контроля из-за наличия активной конкурентной среды (в столице четыре аэропорта и много операторов по обслуживанию). Между тем, к самому «Аэрофлоту» и его «дочкам» («Россия», «Победа») особые претензии, говорит глава ассоциации «Аэропорт». На каком основании авиаперевозчик имеет право производить так называемые аэропортовые сборы, которые доходят до 30%, говорит Горбачёв. Например, вы можете улететь в Ташкент за 7 тысяч рублей, но назад вам придётся заплатить уже 9 тысяч рублей. А ведь это злоупотребление монопольным положением. При этом 5 тысяч рублей вы заплатите за аэропортовые сборы, сказал гендиректор. По его словам, претензии к региональным аэропортам со стороны «Аэрофлота» слышать в особенности странно, так как эта компания не является убыточной и имеет государственную долю в размере 80%. Помимо того, данный перевозчик пользуется бесчисленными государственными преференциями, напомнил аналитик. Горбачёв подчеркнул, что на рост тарифов, как правило, жалуется прежде всего «Аэрофлот» или же «Победа». И это несмотря на то, что у того же «Аэрофлота» самый молодой парк авиасуден. А это значит, что они финансово могут позволить себе обновлять его, отметил специалист.