«Искусство это форма балдежа» - Сибирский иронический концептуализм показали новосибирцам
Злободневная картина глубинки через современное искусство. Ирония, присущая сибирякам, сквозь призму современного искусства на первый взгляд проста и незатейлива – вот птичка-свистулька с головой Ленина, вот на фотографии современные три богатыря из арт-группы Синие носы, а вот лапти с прибитыми к подошве гвоздями. Выставка не столько про географию, как говорят создатели, скорее, про самоощущения. С одной стороны, это о стереотипах с доступной для публики подачей, с другой – о смыслах. Иронию как творческий метод художники используют для того, чтобы не воспринимать всерьез серьезные вещи. К тому же, это инструмент критики, в том числе и социальной, от которой искусство зачастую отстраняется. «Концептуализм сибирский это реакция на московский концептуализм, это концептуализм с человеческим лицом. Если для искусства концептуализма важны текстовые сопровождения , без которых невозможно его адекватно понять, то здесь никакого текста не надо. Это искусство понятное и пенсионерам, и пионерам. Со здравым смыслом и чувством юмора. Ирония и самоирония, которые присущи этим художникам, самый надежный способ защититься, искоренить внутреннюю обиду и ущемленность», - говорит один из кураторов выставки Сергей Самойленко. Мохнатая голова Ленина – один из самых популярных на выставке работ. Автор – томская художница Татьяна Юдина, в чьем исполнении рядом можно увидеть такую же мохнатую статую. Необычный материал, сочетаемый с привычными классическими формами отсылает зрителей к работе немецко-швейцарской художницы–сюрреалистки Мерет Оппенгейм, которая в 1936 году произвела мировую сенсацию меховым чайным прибором. Эта работа тоже выглядит одновременно и притягательно и отвратительно. Возможно, меховой Ленин Татьяны Юдиной намекает зрителям и о зимних ссылках в Сибири, где, как известно, отбывал наказание Владимир Ильич. Несмотря на зловещий вид, вождя мирового пролетариата хочется погладить по меховой голове, вероятно, поэтому бюст поместили под стекло. В Новосибирске это вторая выставка ироничных сибиряков-концептуалистов. Экспозицию позиционируют как продолжение нашумевшей в 2013 году выставки «Соединенные штаты Сибири», после которой авторов обвиняли в сепаратизме. «Конечно, мы можем говорить о том, что существует какая-то обидчивость, люди уж сильно мнительными становятся, обижаются на шутовство, на юродство художническое. Было бы хуже, если бы этого не было. Это прекрасно, что меняются времена, контекст, повестка дня. Художники так же изменчиво на это реагируют. Те художники, которые участвовали в Соединенных штатах Сибири, они повзрослели, стали мудрее, более мастеровитыми, поэтому качество этой выставки выше, плюс ко всему сюда влилось множество молодых художников, которые какие-то идеалы иронии и самоиронии тоже в своём творчестве используют, - считает красноярский художник Василий Слонов. – Самое важное, самое стержневое - остается радость. Искусство это форма балдежа. Это некий инфантилизм, который тебя сопровождает всю жизнь. Ощущение детской непосредственности, радости и балдежа оно и является секретом этого творчества». В отличие от выставки шестилетней давности, работ представлено больше, и половина из них новые, которые раньше не бывали в Новосибирске. Например, металлические кокошники Василия Слонова не видели даже москвичи, их показывали только в Риге. «Эта выставка подводит некий итог за 10 лет существования. Без манифеста, без четкого устава оно стало полноправным и влиятельным в современном российском искусстве, - считает Сергей Самойленко. – Многие работы, написанные в нулевые годы, становятся еще более актуальнее. Время такое – выставка попадает в сегодняшнюю ситуацию, которую все описывают как пост-иронию. Это нечто такое неразличимое между серьезностью и иронией». Заместитель министра культуры Новосибирской области уверен – выставка обречена на большой успех. «Она уже до своего открытия имеет большой резонанс, потому что каждый раз выставки такого масштаба и такого формата действительно событие для Новосибирска. И хотя Сибирский иронический концептуализм явление достаточно молодое, но уже подрастает второе поколение, и я думаю, что пройдёт несколько десятилетий и будет понятно, что из этого станет классикой в искусстве, что уйдет. Я думаю, что выставки подобного формата и это направление это еще один шаг к раздвижению границ искусства и попытка нащупать, где есть баланс и грань», - считает Евгений Сазонов. Читайте также «Забинтованные туфли и мертвый голубь – современное искусство в Новосибирске»