Войти в почту

Театр ШДИ на Сретенке приглашает в ад

В театре "Школа Драматического Искусства" премьера - "Макбет" в постановке Александра Огарева. Спектакль идет в уникальном зале "Глобус" - аналоге шекспировского театра. Тот, кто не был в нашем "Глобусе", много потерял. Создан он из пород ценного дерева, с тремя ярусами, ложами, сценой-трансформером и балкончиками, где тоже играют артисты. Девиз шекспировского "Глобуса": "Весь мир - театр" соответствует и постановке Александра Огарева "Макбет". Идет жесточайшая борьба за роли - королей, генералов, жен правителей, любимых, и вся наша жизнь, по большому счету, уходит на игру. Александр Огарев так подробно, даже научно показывать ад в спектакле "Макбет", что невольно задаешься вопросом: "Неужели я так старался, что-то изобретал, выкручивался ради того, чтобы "загреметь" в ад?". Герои огаревского "Макбета" цитируют английского поэта и художника Уильяма Блейка. Он - автор иллюстраций к "Божественной комедии" Данте. Блейк находился под огромным влиянием шведского ученого и мистика Эммануила Сведенборга. Эммануил Сведенборг, проживший долгую жизнь, странным образом путешествовал по мирам, и об этом рассказал в своей книге "О небесах, о мире духов и об аде". Книга есть в интернете. Между прочим, умная Татьяна Толстая не сомневается в том, что Сведенборг на самом деле был в аду, и в чистилище. Сведенборг описывает ад, управляемый отнюдь не Дьяволом, а Божественным благом, как пространство в три яруса. Таким образом, театр "Глобус " по форме и структуре - подобие ада. В нем отбывают наказание не только предатели, клеветники, убийцы, извращенцы, самоубийцы, но и себялюбцы и эгоисты: - Я видел людей могущественных и властвовавших в мире из любви к себе, брошенных среди самых низких существ в аду, - пишет Сведенборг. Генерал, а потом король, Макбет (актер Илья Козин) и его Леди (Алина Чернобровкина) - законченные эгоисты. Он и она убивают конкурентов, свидетелей, детей, женщин исключительно ради своих желаний и наслаждений. У них даже нет высокой идеи - кроме власти и богатства. Но таких, как они среди нас - тьма. Более того, других и нет. Каждый из нас все делает ради себя, любимого, и плевать на мир, Бога, ближнего. Все мы без вариантов попадем в ад. - Человек после смерти таков, какова была его жизнь на Земле, - утверждает Сведенборг. Шекспировских героинь Джульетту, Офелию, Дездемону режиссер Огарев отправляет в ад служить ведьмами. Напомним, что у Шекспира в "Макбете" - три ведьмы, которые во многом "замутили" эту историю с серийным убийцем Макбетом и его женой. У каждой из героинь Шекспира была предрасположенность к смерти, что в итоге сказалось на их адской доле. Но в финале спектакля за хорошую службу в аду ведьмы получили право на полет в небеса. Ведьмы поднимаются над третьим ярусом - и уже там...Но в аду они не только принимали покойников, но и "грызли гранит науки". Старшая ведьма Гетана (Александрина Мерецкая) - циничная и суровая наставница, которая называет учениц "дурами-дурами-дурами". Когда-то бесполое создание Гетана была Макбетом, и по памяти прошлой любви (Сведенборг описывает, что каждый из нас даже в аду "помнит свою любовь") освобождает от ужасных мук, судорог, припадков, кошмаров леди Макбет. Исцеленная леди Макбет посвящается в ведьмы. Ад, с его тремя ярусами, живет по законам круга, с бесконечными возвратами и вращениями вокруг своей оси. Даже взлетевшие на небо рано или поздно упадут на землю, и все начнется сначала. Земля - круглая. Ад - круглый...И только небеса не имеют формы. Сегодня среди нас гуляют новые "макбеты", "офелии", "гетаны". Но есть и светлые личности, которые не окажутся в аду, потому что они не страдают гордыней, тщеславием и манией преследования. Будущий правитель Малкольм (Дмитрий Репин) специально наговаривает на себя, чтобы невольно не обманывать, не обольщать, не обещать "золотых гор". В результате он окажется достойным правителем, который сделает много добра для народа. Малкольм - не любит себя, а любит своих друзей, своих воинов, свою Шотландию и жизнь. Он - не трагик по своей природе, хотя уже столько увидел и испытал горя, а комик... Его враг Макбет в инвалидном кресле напоминает больного Ленина в Горках. Неизбежные ассоциации, что вождь Октябрьской революции, - тоже в аду. В спектакле Александра Огарева "Макбета" не жаль, потому что он - не человек, а исчадие ада, - вечная Гетана. Тогда как леди Макбет еще как жаль. У нее хватило смелости убить себя, тогда как Макбет не только не мог остановиться, но и уверовал в то, что он - Сверхчеловек (в спектакле звучат тексты Ницше) В спектакле Огарева "Макбет" - блистательные актерские работы. Вся Творческая Лаборатория Огарева принимает участие в спектакле. Между ними такие нити партнерства и соперничества, как и у героев "Макбета". Но со светлым гением - Александром Огаревым каждый актер подавляет в себе эгоизм, и весь свой талант направляет на взаимодействие с другими и общий результат спектакля. Не спектакль, а рай. Хотя и про ад.

Театр ШДИ на Сретенке приглашает в ад
© Экспресс газета