Тайная жизнь Эрмитажа
26–28 ноября 2019 г. в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге в год его 255-летия состоится XIV Международный медиафорум молодых журналистов «Диалог культур». Его организаторы: Медиаконгресс «Содружество журналистов», Государственный Эрмитаж, Союз журналистов России, Санкт-Петербургский государственный университет, при поддержке Фонда президентских грантов, правительства Санкт-Петербурга и Фонда «Русский мир».Ровно 14 лет назад идейный вдохновитель и организатор форума секретарь Союза журналистов России, председатель Медиаконгресса «Содружество журналистов» Ашот ДЖАЗОЯН собрал в театре Эрмитажа молодых журналистов СНГ и Балтии. Уже через несколько лет на эту дискуссионную площадку стали приезжать профессионалы и из дальнего зарубежья. В этом году в Эрмитаже встретятся более 350 делегатов из 38 стран от Аргентины до Индии. – АШОТ Егишеевич, каждый год медиафорум имеет особый акцент, что ожидает участников в этом году? – В этом году мы сделали важный шаг к продвижению взаимосвязей с блогерами, фотографами с 200–300-тысячной читательской аудиторией. Это профессионалы, которые легче преодолевают стереотипы. Крупные издания имеют жёсткую информационную политику, они часто зашорены, запрограммированы клишированным сознанием. Им кажется, что Россия представляет для их стран угрозу, особенно после событий в Сирии. А эти молодые люди сами себе редакторы, у них нет задания найти в нашей стране подтверждение их фобии или стереотипного ожидания. К нам уже подключились молодые журналисты из 50 регионов России. Многие из них в дальнейшем предложат зарубежным коллегам присоединиться к созданию новых трансграничных проектов. В этом году наша работа будет строиться вокруг нескольких исторических событий. Это 255-летие Государственного Эрмитажа – второго по величине художественного музея мира; грядущее 350‑летие основателя Санкт-Петербурга Петра I в 2022 году и 75-летие Великой Победы. В суровые зимы блокады Ленинграда именно в театре Эрмитажа проходили научные чтения и конференции. Мы также собираемся на акцию «Первая фотография в Санкт-Петербурге» у Медного вcадника – памятника Петру I работы Этьена Фальконе. Поскольку город уже начал готовиться чествовать Петра I, каждый участник нынешнего «Диалога культур» может стать послом культурной столицы России в своей стране и через три года приехать сюда со своими коллегами и друзьями. Во второй день в программе – посещение Пискарёвского мемориального кладбища, одно из мест массового захоронения жертв блокады Ленинграда. Возложим цветы, вспомним, как страшно это было… Наша деятельность углубляется и носит не только медиасоциокультурный характер, но и гуманитарный. Мы в главном штабе открываем фотовыставку «Победили вместе». Из многих стран мира собрали работы молодых фотографов о жизни и судьбе ветеранов Второй мировой войны своих стран, которые боролись с фашизмом. Они живут не только во вполне ожидаемых странах-союзниках – США, России и Европе, но и в других странах мира: от Канады до Австралии. - Как за это время удалось актуализировать новые направления в журналистике? – Наша профессия развивается, но постоянно возвращается к традиции, перерабатывая её на более глубоком уровне. Просветительская миссия российской журналистики началась, пожалуй, во времена Екатерины II. Вспомним её переписку с Николаем Новиковым. В те времена журналы для домашнего времени и были в своей основе просветительскими. В советское время просвещение было таким же мощным, как, впрочем, и пропаганда, без которой не живёт ни одно государство. Но в эти тридцать лет после развала СССР сложился парадокс: информированность растёт, а уровень образованности падает. Традиционно работу форума поддерживает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Много лет назад Михаил Борисович пошёл нам навстречу, и участники форума в дни его проведения создают свои репортажи практически из любого зала Эрмитажа. «Диалог культур» – это что-то вроде «Русских сезонов» Дягилева, только вернувшихся на родину и позвавших сюда гостей. Медиафорум на эти несколько дней как будто нарушает само предназначение Эрмитажа – «уединённого уголка», предлагая для обсуждения самые актуальные темы мировых медиа. Среди них – цифровые медиа и трансформация СМИ. Важно, что мы восстанавливаем связи не только нашего цеха с западным или мировым, но и внутри самой страны. К нам приезжают журналисты со всей России, даже находят на дорогу личные средства, чтобы встретиться и начать трансграничный проект. Чаще это создание документальных лент о жизни простых людей, скажем, на Алтае или в Крыму. Так, в качестве примера возвращения журналистики к её подлинному предназначению на форуме будет представлен международный мультимедийный проект – документальный фильм «Интересные люди. Хабаровчане», над которым работала вместе интернациональная журналистская команда из России, Испании, Германии, Армении и Италии. В этом году у нас сильный состав документалистов. Будут представлены ленты режиссёров из Ирландии, Швейцарии, Германии, России. По традиционно поддерживаемой теме «Я здесь живу», то есть в центре внимания будет жизнь обычного человека, которую мы совершенно не знаем. Не будем забывать, что даже самые великие мастера мирового кинематографа разделяли этот интерес всю жизнь, Ингмар Бергман находил время для интервью с жителями своего любимого острова Форё. Это кинодокументы, актуальность которых не падает и в наши дни, но, к сожалению, мы не назовём ни одного документального европейского фильма, который бы нас удивил так называемым «человеческим измерением». Эпоха постмодернизма захлестнула и нашу профессию, и она стала как кривое зеркало. В этом году нам удалось при поддержке Фонда «Русский мир» собрать в Санкт Петербурге руководителей и представителей крупнейших русских медиа зарубежья. Впервые на форуме пройдёт большое заседание «Русские медиа за рубежом: реалии и перспективы в современном медиапространстве». Также участникам и гостям форума будут представлены итоги социологического исследования от крупнейшего частного медиахолдинга «Ромир». Его эксперты опросили 1500 респондентов, молодых журналистов разных стран, имеющих опыт работы в «Диалоге культур». Они выделили журналистов, общественных деятелей, внёсших наибольший вклад в «Диалог культур». Встреча имеет и психологический аспект, когда в пространстве мировой сокровищницы встречаются журналисты с очень разным опытом, профессионалы высокого уровня, чтобы рядом с полотнами Рембрандта или Тициана испытать свежие эмоции. Но главное не то, что мы будем говорить о диалоге, важнее, чтобы он состоялся.