Новое благоустройство. Где в Ростове-на-Дону появятся пешеходные зоны
Власти Ростова-на-Дону определились с местами размещения девяти новых пешеходных зон. Таким образом, число мест, которые будут обустроены по самым современным требованиям и предназначены для неспешных прогулок горожан, в городе вырастет сразу в четыре раза. Что изменится в городской среде и как предложения администрации оценивают эксперты, выяснил «АиФ на Дону». Облагородить территорию Для начала надо определиться с тем, что означает «пешеходная зона» в нынешнем контексте. Понятно, что и городские парки, и набережные города также подпадают под это определение. Однако сейчас под «пешеходными зонами» чаще всего понимают те общественные пространства в городе, которые ранее либо были открыты и для автомобилей также, либо представляли из себя запущенные и захламленные территории. Их очищают, облагораживают, при необходимости перекрывают проезд автомобилей. У Ростова уже есть соответствующий опыт благоустройства. Ранее, в 2016 году, в донской столице было обустроено три пешеходные зоны. В частности, полностью пешеходным стал переулок Соборный от улицы Темерницкой до улицы Большой Садовой. Аналогично к концу этого же года были расширены тротуары с одной из сторон переулков Газетный и Семашко (здесь для автомобилей оставили по одной полосе движения). В рамках благоустройства появились деревья в кадках, лавочки, а также сделанные под старину уличные фонари с опорами из композитных материалов. И вот власть решила развить это начинание, увеличив количество новых современных пешеходных зон сразу в четыре раза — с трёх до 12. Что сделают? Как сообщает городская администрация, уже в 2020 году в донской столице появятся следующие пешеходные зоны: 1. Территория в районе кинотеатра «Ростов» на участке от улицы Большая Садовая до улицы Социалистической. 2. Пешеходная часть вдоль улицы Малюгиной (от переулка Островского до переулка Халтуринского). 3. Бульвар Новосёлов (от улицы Волкова до гимназии №76). 4. Пешеходная часть вдоль переулка Медного (между проспектом Стачки и улицей Профсоюзной). 5. Ул. Зорге (от проспекта Стачки до улицы Зорге, 9). 6. Участок вдоль ул. Окружной на Зелёном острове. 7. Территория в районе проспекта 40-летия Победы, 75/3-75/5. 8. Пешеходная часть вдоль улиц Металлургической и Селиванова. 9. Измайловский бульвар в ЖК «Суворовский». По словам сити-менеджера Алексея Логвиненко, в 2020 году планируется изменить Генплан, включив в него планы по реализации указанных пешеходных зон. Что именно будет сделано, не уточняется. При этом большинство из перечисленных территорий и сейчас являются пешеходными, поэтому не исключено, что речь идёт о благоустройстве: установке лавочек, высадке деревьев и т. п. Дальнейшие планы Но на этом городские власти обещают не останавливаться. Также запланированы территории, обновление которых произойдёт до 2023 года. Речь о лестничном спуске в створе проспекта Чехова (от улицы Седова, 8, до улицы Береговой, 53) и переулка Университетского (от улицы Большой Садовой до улицы Пушкинской), территории по переулку Газетному (от улицы Красноармейской до улицы Максима Горького), продолжении улицы Малюгиной (от переулка Халтуринского до переулка Братского), территории от проспекта 40-летия Победы до парка Вересаева (вдоль западной границы территории средней школы №81), пешеходной части вдоль улицы Таганрогской (от здания №108 до здания №124). С учётом пожеланий жителей, поступивших через сервис администрации «Активный ростовчанин», в планы, помимо прочего, включили пешеходную зону в районе бывшего Вертолётного поля у ЖК «Три Сквера» в Железнодорожном районе. Важен контроль Такие перспективы, безусловно, заслуживают внимания и поддержки, однако, как и любое крупное начинание, связанное с бюджетными деньгами, нуждается в тщательном контроле. В этом уверена руководитель ростовского Союза общественных инициатив Татьяна Крашенникова: «Само по себе начинание можно только приветствовать. К нам в союз часто приходят просьбы и предложения от горожан помочь им обустроить то или иное место в городе под нужды пешеходов. Да я и сама как молодая мама понимаю как важны благоустроенные, современные, комфортные общественные пространства. Вместе с тем, у нас уже есть опыт, когда важные для общества проекты реализуются вкривь и вкось. Чего стоит судьба аллеи, высаженной у «Ростов Арены», забытой городскими властями сразу после чемпионата мира и благополучно засохшей. СМИ много пишут также о скандалах, связанных с благоустройством придворовых территорий, когда принимаются странные проекты с завышенными ценами. Всего этого не должно быть. Общественность должна контролировать реализацию проекта, а власти внимательно следить за тем, чтобы ни копейка бюджетных средств не ушла налево!» Путь к современному городу Экономист-урбанист и директор АНО УР «Фабрика города» Михаил Векленко: — Ростов постепенно делает шаги на пути к более современному городу. За последние несколько лет обновили целый ряд общественных пространств. Меня как горожанина радует и тот факт, что существующие пешеходные зоны становятся облагорожены. Город, таким образом, становится всё более ориентирован на человека. Все люди, пользуются ли они автомобилем, общественным транспортом или велосипедом, в конечном итоге являются пешеходами, поэтому город, ориентированный на пешеходов — это и есть город, ориентированный на людей. Что касается выбранных территорий, то есть опасение, что качество проектов будет низким из-за сжатых сроков для их реализации. Нет смысла говорить хорошо или плохо выбран конкретный участок, пока непонятно, что там будет — в представленной администрацией информации этого нет. В частности, я не вижу смысла в том, чтобы делать пешеходной улицу Малюгиной между переулками Островского и Халтуринским. Судя по всему, ростовские власти хотят соединить парк Строителей и Дворец спорта. Но даже учитывая, что формирование пешеходных зон — это хорошо, перекрытие улицы Малюгиной отрицательно скажется на транспортной ситуации данного района. Поэтому ко всему нужно подходить комплексно. Поучиться у других Эксперт программы «Комфортная среда», советник главы администрации Краснодара, ростовский эколог Александр ВОДЯНИК: — Если открыть технические задания, которые необходимы для формирования городской среды, и сравнить с тем, что предлагают власти Ростова, то будет видно отсутствие или игнорирование методологии формирования пешеходных улиц. Исключены из рассмотрения основные принципы выбора таких пространств, не говоря уже о принципах их построения. Таким образом, вновь получается типично ростовский подход: сделать абы как и абы что, лишь бы было. А цели, задачи — всё побоку. Прекрасный пример формирования одного из функциональных слоев зелёного каркаса можно увидеть в представленном недавно генеральном плане Казани. Объединив все созданные ранее объекты федеральной программы «Комфортная городская среда» единой сетью маршрутов пешеходных улиц, бульваров, они продемонстрировали, как целесообразно и функционально оправдано, в том числе в плане градостроительного планирования развития города, создаётся исконно пешеходная инфраструктура.