Болезнь заразная, но излечимая

Стоит райтеру (уличные художники недаром называют себя писателями, ведь их творчество начинается с букв на заборе) попасть в такое депрессивное место, как рука непроизвольно потянется к пульверизатору, и буйные аэрокраски из набора «Вырви глаз» расцветят окружающий мрак. Впрочем, мрак не рассеивается, просто становится цветным. Потому что стрит-арт к искусству имеет такое же отношение, как стишок графомана к настоящей поэзии. По весьма благосклонным оценкам, 95 процентов городской стенописи является визуальным мусором. Заразившихся райтеров лечат по-разному: штрафами, исправительными работами, даже тюремным заключением. Широко используется дезинфекция: рисунки стирают или просто закрашивают, а стены покрывают специальным антивандальным составом, к которому граффити не пристает. Но вылечить целые кварталы нереально — их можно только снести. И построить новое современное жилье с внятной архитектурой и врожденным иммунитетом к граффити. Там, где широкие улицы и большие площади, где здания красивы и необычны, стрит-арт просто не смотрится. Это чувствуют сами художники и даже не пытаются завоевать эти пространства. А когда все же появляется какой-нибудь отмороженный с пульверизатором, его или останавливают, или быстро удаляют его художества. Если Москва продолжит обновляться нынешними темпами, то вирус граффити в ней обречен. Потому что уничтожается среда обитания. Его самые страшные враги — не полиция и не дворники с ведрами краски, а программа «Моя улица» и начавшаяся реновация. Сколько в последние годы снесено убогих хрущевок, сколько расписанных ракушек сдано на металлолом! Сколько исчезло заборов с граффити! На окружающих МЦК прозрачных сетках не что картину, даже три буквы не напишешь. Бывшие промзоны превращаются в современные городские кварталы, где рисунки неуместны. Не тянет райтеров и в стремительно развивающуюся столичную подземку. Сравните московское метро с парижским или римским, где разрисовано, кажется, все — вагоны, платформы, переходы. По напоминающим подворотни переходам так и тянет пройтись с пульверизатором. А в Москве? Центральные исторические станции — как дворцы! Гранит, люстры, лепнина, мозаики, скульптура. Новые станции не столь, конечно, шикарны, но у каждой — собственное лицо. Можно ли совсем избавиться от вируса граффити? Вряд ли. Но снизить заболеваемость — вполне. Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

Болезнь заразная, но излечимая
© Вечерняя Москва