Объединяя мир. Петербуржцы организовали на Кипре первый джазовый фестиваль
Limassol International Jazz-Pop Festival был приурочен к 100-летию со дня рождения Нэта Кинга Коула, одного из величайших музыкантов и вокалистов джазовой музыки, чья манера пения стала эталонной для будущих поколений джазовых певцов. «Почему именно джаз был выбран темой фестиваля на Кипре? Да потому что джаз - интернациональная культура, которая объединяет весь мир. Джазовую музыку слушают богатые и бедные, независимо от вероисповедания и цвета кожи», - отметил президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков. «Творим сиюминутное чудо» Со времени своего возникновения в южном американском городе Нью-Орлеан джаз успел пройти огромный путь, распространившись сначала в Америке, а затем и во всем мире. Он перестал быть искусством негров: очень скоро в джаз пришли белые музыканты. Имена выдающихся мастеров джаза известны всем. Это Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Гленн Миллер. Певицы Элла Фицджеральд и Бесси Смит. Перефразируя Гегеля, история джаза - история прогресса в осознании свободы. Сегодня почти каждый крупный город может похвастаться собственными джазовыми музыкантами, местными джаз-клубами и знающими поклонниками. Джаз нашел место и в учебных заведениях, есть учреждения, специально посвященные джазу, например, Институт джаза имени Телониуса Монка. В Санкт-Петербурге же существует единственная в мире Филармония джазовой музыки, руководитель которой, композитор, виртуоз-импровизатор Давид Голощекин был одним из главных героев фестиваля на Кипре. «Джаз - это импровизация, - подчеркнул со сцены Давид Голощекин. - Мы постоянно творим сиюминутное чудо - ведь так, как эта вещь звучит сейчас, на этой сцене, с этими музыкантами, она уже не повторится... » Сам Голощекин может творить чудеса на десяти инструментах, в числе которых контрабас и фортепиано, флюгельгорн и скрипка... А блестящий джазовый гитарист из Санкт-Петербурга Гасан Багиров владеет не только гитарой, но еще и скэтом - джазовым вокализом, где голос используется для имитации музыкального инструмента. Кстати, первым записанным примером скэта часто называют композицию Heebie Jeebies, записанную Луи Армстронгом в 1926 году. Существует легенда, что она появилась после того, как у Армстронга упал нотный лист со словами на пол или он просто забыл слова... А есть ли четкие границы? Выпускник Санкт-Петербургской консерватории по классу трубы Илья Серов, джазовый трубач и певец, смог сделать прекрасную джазовую карьеру на родине джаза. Серов назван лучшим новым артистом на Hollywood International Entertainment Awards в 2014 году. Он играет сольные концерты, а также выступает с такими музыкантами, как Dave Koz, Michael Lington, Larry Graham и др. «То, что я люблю играть и петь, - это свинг, эра биг-бэндов, период с конца 30-х до середины 50-х годов: Каунт Бейси, Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен. Хотя сейчас занимаюсь и современным джазом, - говорит Серов. - Впрочем, для причисления к джазу многим достаточно исполнения на акустических инструментах и импровизации. Но я даже не знаю, есть ли в современной музыке четкие границы... » Джаз - импровизация во всем, в том числе и вокальная. Замечательный российский певец из Санкт-Петербурга Юрий Охочинский, продолжающий традиции романтических певцов-крунеров, был одной из звезд Limassol International Jazz-Pop Festival. «В джазовом пении не столько важны слова, сколько манера пения, свобода фантазии и наслаждение красотой звуков. Однако хороших джазовых певцов немного, - комментирует Юрий Охочинский, - есть отличные голоса, но многие исполнители тяготеют к соулу, ритм-энд-блюзу, а это немного другое... К тому же сейчас появилась новая мода - певцы-кроссоверы: исполнители, имеющие оперную базу и пробующие себя в джазе. Посмотрим, к чему приведет такой путь». Наряду с мэтрами джаза в фестивале Limassol International Jazz-Pop Festival принимали участие и другие исполнители, в частности, кипрский джазовый певец Hovig, участник Евровидения 2017, и бэнд, который часто называют «лучшим белорусским джазовым экспортом», - группа Apple Tea. В традициях хороших джазовых фестивалей место на сцене было предоставлено и начинающим исполнителям, в частности, вокалистке Наталии Охочинской (Санкт-Петербург). В ритме джаза «Джазовых фестивалей в мире довольно много, они всегда популярны, - резюмирует Давид Голощекин. - Для Кипра же это новая страница. Фестиваль в Лимассоле получился - в том числе и благодаря музыкантам из Петербурга, - теперь на улице почитателей джазового искусства есть еще один праздник». Президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков с ним солидарен. «2-3 ноября 2019 года - это рождение нового международного джазового фестиваля на Кипре, - говорит он. - Это не разовое событие, это очень солидная и важная заявка на длительное существование такого мероприятия. В следующем году фестиваль будет еще более масштабным, мы планируем его проведение в октябре в течение 3-5 дней, и в нем примут участие уже десятки музыкальных коллективов из разных стран. Думаю, международный джазовый фестиваль на Кипре займет достойное место в мировой джазовой жизни. Я уверен в этом».