«Культурный форум»: нужно создавать проекты, которые можно адаптировать
Потенциал региональных городов России можно и нужно раскрывать путем реализации инфраструктурных, культурных и событийных проектов, применяя опыт соседей и иностранных коллег. Не копировать их идеи, а брать их за основу и адаптировать к условиям региона, так как безоглядное тиражирование чужой, пусть даже успешной практики, не будет принято местным сообществом. К такому выводу пришли эксперты секции «Креативная среда и урбанистика». Показать региональные проекты, выявить проблемы, связанные с их реализацией и обсудить способы их решения и было задачей секции в этом году. Секция «Креативная среда и урбанистика» четвертый раз прошла в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума под руководством главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова. Продюсерами программы выступили Ирина Кузнецова, руководитель выставочных, образовательных и издательских программ Москомархитектуры, Марина Лепешкина, генеральный директор RTDA и Юлия Шишалова, главный редактор журнала «Проект Россия». «Форум – это уникальная площадка по масштабам нетворкинга. За четыре года на нашей секции побывали сотни если не тысячи людей от тех, кто интересуется темой урбанистика, до тех, кто реально может повлиять на ситуацию в своих городах и регионах. Сегодня в России мы видим множество проектов, посвященных городскому развитию и урбанистике, их больше, чем четыре года назад, и это позволяет мне сделать вывод, что наша работа внесла сою лепту в общероссийское развитие», – отметил Сергей Кузнецов. Алушта, Сатка, Ярославль, Якутск, Саратов, Калуга, Билярск (Татарстан), Елизово (Камчатский край), Геленджик, Дагестан составили только часть географии, обсуждаемой спикерами секции. Эксперты отметили, что благодаря культурным, событийным проектам образуются новые социальные связи, развивается бизнес, формируется новая инфраструктура. Причем речь идет как о крупных строительных объектах, таких, например, как новый аэропорт «Гагарин» в Саратове, так и о частных инициативах, урбанистических или событийных проектах. В частности, в деревнях Калужской области, благодаря «Архстоянию», которое сегодня является самым крупным арт-парком Европы с аудиторией до 250 тыс. человек, по словам Антона Кочуркина, куратора проекта, развивается арендный бизнес, общепит и фермерские хозяйства. Его поддержал и Эдуард Моро, урбанист, основатель бюро Orchestra Design Studio (Франция), который отметил, что видит большой потенциал в малых городах, и что культура хотя и является мощным инструментом для их оживления, требует параллельного развития объектов и фестивалей. В тоже время, создавая мероприятие, мы меняем культурный код места, превращаем его из традиционного, в тот, который диктует событие. Можно ли это делать? Этот вопрос задал спикерам Михаил Швыдкой, специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству. Эксперты сошлись во мнении, что делать это нужно аккуратно, с уважением к жителям, их интересам и предпочтениям, разъясняя свои задачи, потому что люди отвергают опыт, которого раньше не испытывали. Для этого команды ряда урбанистических инициатив отдельно работают с населением, вовлекая его в реализацию проектов, как произошло в Выксе, где вместе с жителями были реализованы 11 арт-дворов, и от дворов урбанисты пошли в пространство города также с участием жителей. По словам Дмитрия Разумовского, городского Головы города Калуги, города – для людей и про людей, и чтобы люди приезжали и оставались, важно развивать городские пространства, учитывать культурную идентичность. Резервы развития города за счет промышленности, новых территорий ограничены и поэтому важно использовать другие источники, а это как раз культурный код, новые креативные идеи, что как раз и является драйвером развития городов. Но как при глобализации сохранить идентичность места – этот вопрос стал одним из ключевых на секции. Именно уникальность локальной культуры и жизненного уклада выходит на первый план не только для населения, но и еще для одной важной аудитории, которая влияет на экономику города – туристов. По словам Екатерины Проничевой, председателя Комитета по туризму города Москвы, 45% общего объема мирового туризма – это путешествия в города, где туристы хотят погрузиться в жизнь местных жителей «live like local». Статистика Google показывает, что если раньше самыми популярными по числу запросов были бары и рестораны, то сегодня на первый план выходят супермаркеты. Ольга Суслова, директор по стратегическим партнерствам Google рассказала, что современные туристы часто предпочитают жить в апартаментах, готовить из местных продуктов и не хотят ходить избитыми тропами, а значит им нужно предлагать уникальные проекты. Рассуждая на тему идентичности, все эксперты секции поддержали мнение Гила Пеньялосы, основателя 8 80 Cities и амбассадора World Urban Parks, что при реализации любого проекта необходимо учитывать культуру места, уникальность истории, местных промыслов и природных ресурсов – работать с идентичностью и дополнять ее новыми смыслами. Создать или развить мифологию места могут не только реальные, но и виртуальные проекты. Михаил Зыгарь, писатель, журналист, режиссер, автор проекта «Мобильный художественный театр» отметил, что развитие мобильных технологий приводит к тому, что больше нет касты патентованных творцов. Сегодня каждый может стать художником и поэтому появляется много новых жанров. В частности, мобильный театр призван вовлечь людей в историю, частью которой может стать город. Людям уже не так важно просто сделать селфи, важны история и мифология места. Виртуальный проект может раскрыть эти аспекты для зрителей и слушателей, они дешевле, чем стройка, и, как не парадоксально, живут дольше, чем событие, которое ограничено временем проведения. Отдельной темой секции стало развитие архитектурного образования и подготовки кадров для регионов – от общих идей до конкретных программ. В рамках этого обсуждения прошла не только отдельная сессия, но и состоялась лекция «Политика, экономика и (экспериментальная) архитектура» Евы Франч-и-Гилаберт, первой женщины-директора знаменитой лондонской школы Architectural Association, в которой она рассказала об этических принципах профессии архитектора и педагога и их изменении с течением времени, важности общения для профессионального становления и подходах, применяемых Architectural Association в образовательном процессе. Также в работе секции приняли участие: Владимир Григорьев, главный архитектор Санкт-Петербурга, Никита Явейн, руководитель архитектурного бюро «Студия 44», Софья Троценко, директор Школы дизайна ИОН РАНХиГС при Президенте РФ, Наталия Фишман-Бекмамбетова, помощник Президента Республики Татарстан, Сергей Чобан, руководитель бюро SPEECH, Петр Кудрявцев, урбанист, партнер компании Citymakers, Анна Ялова, заместитель директора по развитию ЦВЗ «Манеж» (Санкт-Петербург), Даниил Веретенников, урбанист, член общественного объединения «ПапаУрбан», Мария Элькина, архитектурный критик, Яна Голубева, архитектор, урбанист, международное проектное бюро MLA+, Наринэ Тютчева, основатель архитектурного бюро «Рождественка», Михаил Шатров, руководитель региональных проектов по развитию территорий лаборатории МАРШ, Александр Томашенко, руководитель Центра компетенций по архитектуре «ТОЛК» (Калужская область), Мария Алессандра Сегантини, архитектор, со-основатель C+S ASSOCIATI, Владимир Раевский, тележурналист, Александра Макарова, культуролог, координатор социокультурных проектов Агентства LIFT project (Ярославль), Айрат Багаутдинов, основатель «Москва глазами инженера», Федор Елютин, импресарио, WOWWOWWOW, Алексей Онацко, партнер компании miles&yards, куратор и разработчик проекта «Севкабель Порт», Ирина Седых, председатель Попечительского совета Благотворительного фонда «ОМК-Участие», Тамара Мурадова, архитектор, основатель, Archiproba Studios, Камил Магомедов, руководитель проекта Luminary (Дагестан), Андрей Старков, заместитель генерального директора ОАО «РЖД», Ирина Алексеева, главный архитектор Республики Саха (Якутия), Антон Надточий, основатель архитектурной мастерской «Атриум», Алексей Боев, архитектор Neutelings Riedijk и преподаватель Academie van Bouwkunst Amsterdam, Пол Томас, гольф-архитектор, Михаил Пучков, генеральный директор Russian Golf Design, Василий Чеканов, старший Управляющий директор – директор Департамента строительства, ПАО Сбербанк, Андрей Асадов, руководитель Архитектурного бюро Асадова. О Форуме VIII Санкт-Петербургский международный культурный форум прошел с 14 по 16 ноября 2019 года. Форум заслуженно признан культурным событием мирового уровня, ежегодно притягивающим тысячи экспертов в области культуры со всего мира: звезд театра, оперы и балета, выдающихся режиссеров и музыкантов, общественных деятелей, представителей власти и бизнеса, академического сообщества. Организаторы Форума: Правительство Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга. Форум развивается параллельно в трех направлениях. Обширная деловая программа представляет интерес для специалистов различных областей культуры. Фестивальная программа включает многочисленные культурные мероприятия для жителей и гостей Петербурга. Деловая площадка создает условия для реализации проектов и подписания соглашений в области культуры.