Беспилотный авиатранспорт — государственный или частный?

Беспилотные авиационные системы (БАС) занимают новые ниши рынка. Специалисты утверждают, что к 2025 году над территорией Российской Федерации начнут курсировать около 100 тысяч беспилотников одновременно. Мировые инвестиции в эту сферу оценивают в $200 млрд, 20% из которых будет приходиться на долю нашей страны. Что такое «Аэронет» На базе государственной программы Национальная технологическая инициатива (НТИ) действует специализированное объединение разработчиков и пользователей беспилотного авиатранспорта и космических систем — «Аэронет». Основными задачами являются: совершенствование законодательства в области БАС, организация научно-практических конференций и мероприятий, способствующих объединению всех представителей беспилотной индустрии. А также отбор, поддержка и развитие проектов, требующих финансирования на базе государственно-частного партнерства, определение перспективных сегментов для использования беспилотных технологий и разработка аппаратов под задачи этих сегментов. «Аэронет» занимается разработкой новых технологий в сфере беспилотных авиасистем, развитием глобальной системы для управления и регулированием воздушного движения, подготовкой квалифицированных кадров. Стремительное развитие технологий расширяет возможности применения беспилотных авиационных и космических систем. Совершенствование законодательства может дать новый толчок — сформировать и заполнить нишу частных предприятий в этой сфере. Хотя на сегодняшний день предполагается только государственно-частное партнерство, повышение уровня безопасности использования БАС неуклонно приведет к расширению частного сегмента. Беспилотные летательные аппараты используются в таких сферах, как дистанционное зондирование и мониторинг земной поверхности, связь и коммуникации, перевозка грузов, поиск и спасение людей в условиях чрезвычайных ситуаций, перспектива пассажирских перевозок. Другими важными вопросами работы «Аэронет» становится подготовка специалистов для работы в сфере БАС, кадровый прогноз. Деятельность, связанная с регистрацией, сертификацией, обслуживанием и страхованием летательных аппаратов. Внимания требует создание и совершенствование технологических стандартов, создание новых источников энергии, эксплуатация и базирование летательных аппаратов, поиск новых направлений для использования. Разработки «Аэронет» Новым проектом «Аэронет» стало создание беспилотного воздушного такси. Подобные разработки уже ведут Airbus и Boeing. Российский проект отличается адаптацией к нашим климатическим условиям и требует другого подхода. Рабочая группа совместно с авиапроизводителями займется развитием этого проекта. Планируется участие в нем таких компаний, как ПАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина», АО «Гражданские самолеты Сухого», а также ряда частных производителей и инвесторов. Первый опыт использования аэротакси готов принять на себя молодой IT-город Иннополис, о чем неоднократно заявлял его мэр Руслан Шагалеев. В городе уже отлажено движение беспилотных автомобилей и автобусов. Летающее такси станет логичным продолжением освоения новых технологий. В рамках «Аэронет» действуют две рабочие группы. Первая занимается организацией и поддержкой проектов, кадровыми вопросами и созданием инфраструктуры. Вторая — законодательным и нормативным регулированием. Она разработала более 30 мероприятий по созданию новых и внесению изменений в существующие нормативные акты. Эта группа работает недавно, в планах — изменить и проработать около 50 документов. В первую очередь они касаются правил управления полетами беспилотных летательных аппаратов, ввода их в единое воздушное пространство, технологических вопросов. Невозможно обойти и проблемы охвата частных авиакомпаний и производителей БАС, а также разработчиков программного обеспечения. Частные компании в сфере космических и авиационных систем Компания «КосмоКурс» под руководством Павла Пушкина создана и действует только за счет привлечения частного капитала. Целью проекта является создание суборбитальной системы туристической направленности. Комплекс мероприятий включает производство ракеты-носителя со специальными капсулами, строительство собственного космодрома. Деятельность компании подтверждена лицензией Роскосмоса. Другими представителями частных компаний стали S7 Space и Dauria Aerospace. Первую возглавляет Сергей Сопов, который предложил Роскосмосу до 2042 года произвести 76 ракет многоразового использования с пусковыми контрактами, исключительно за счет своего финансирования. От Роскосмоса компания хочет получить только твердый заказ и обеспечение своих ракет загрузкой. По заявлению Сопова, они готовы вывести свои ракеты и на коммерческий рынок. Компания Dauria Aerospace, которую основали Михаил Кокорич и Сергей Иванов, нуждается в поддержке. Один из основателей, Кокорич, уехал в США, а Иванов предложил проект без финансирования. Национальная технологическая инициатива его поддержала и привлекает к инвестициям Внешэкономбанк. В конце 2017 года НТИ был одобрен проект АТОМ по созданию малой геостационарной платформы для спутников связи, в том числе межпланетных. В период с 2020 по 2022 год планируется создание и запуск первого спутника с новой платформы в целях тестирования. По результатам теста спутники пойдут в массовое производство для продажи на международном рынке. Предполагается высокий спрос на такие спутники, потому что они легче и дешевле известных аналогов. «Аэронет» считает привлечение частных компаний в сфере авиации и космонавтики реальной возможностью для дальнейшего развития, появления новых молодых кадров и технологий, реализации свежих идей с привлечением студентов и молодых специалистов. Перспективы развития беспилотных авиационных и космических систем Эксперты предполагают значительное развитие беспилотного транспорта в ближайшие 15–20 лет, особенно в области грузоперевозок. Прогнозируется рост этого сегмента до 50% рынка логистических услуг. Это касается не только доставки небольших посылок с помощью дронов, но и перемещения многотонных грузов. Спрос на подобные услуги диктует необходимость создания специализированных летательных аппаратов. Такие воздушные суда не нуждаются в системах жизнеобеспечения, наличии иллюминаторов и смягчении перегрузок. Их производство упрощается и становится экономически выгодным, собственная масса уменьшается, а площадки для взлета и посадки занимают меньшую площадь. Эксплуатация таких систем круглосуточная, не требует смены экипажа, времени на отдых. Учитывая широкое распространение хабов, беспилотники станут надежным подспорьем в их деятельности, независимо от специализации. БАС дадут возможность планирования и осуществления перевозок на дальние расстояния и развития межнациональных связей между производителями и хабами. А малые и средние воздушные суда будут стимулировать развитие сетевых и региональных хабов. Рассмотрим преимущества беспилотных летательных аппаратов. Их отличает высокая надежность, которая обеспечивает безопасность груза и соблюдение сроков доставки. Другим важным преимуществом являются короткие сроки доставки. Беспилотники быстрее любого воздушного судна, не говоря о наземном транспорте. Это эффективно для скоропортящихся продуктов. Возможность доставки грузов в труднодоступные районы, когда наличие и состояние дорожного покрытия не имеет значения. Маршрут движения беспилотного авиатранспорта можно проложить без использования стандартных воздушных коридоров. Во всем мире идут глобальные разработки возможностей применения беспилотных аппаратов для целей гражданской авиации. Проект создания летающего такси уже принят объединением «Аэронет», ведутся работы в этом направлении. В перспективе — почтовые, санитарные перевозки, доставка срочных грузов до места назначения. Существует идея по изобретению гибридного транспорта, способного трансформироваться из беспилотного коптера в такси. Ее предложила компания Airbus. Для таких нововведений потребуется усовершенствованное программное обеспечение, проектные мощности, роботизация, искусственный интеллект. Это серьезная работа с применением авиационных, космических и информационных технологий. Она потребует значительного вливания капитала, государственных и частных инвестиций. Создание и поддержка частных компаний в сфере БАС становится важным шагом на пути продвижения новой отрасли. Автор: Кристина Фирсова

Беспилотный авиатранспорт — государственный или частный?
© Инвест-Форсайт