Сергей Щавлев: «В самом начале всегда непросто, это надо пережить»

Каждый овощ или фрукт проходит тщательный отбор на конвейереСергей Щавлев: «В самом начале всегда непросто, это надо пережить»В 90-е годы, когда ещё только началась эпоха становления бизнеса, в эту сферу приходили люди их самых разных профессий: инженеры, строители, врачи, простые рабочие. Однако сейчас появилось уже целое поколение тех, кто сознательно выбирает профессию предпринимателя, получает соответствующее образование и открывает своё дело чуть ли не со студенческой скамьи. Один из таких бизнесменов нового поколения – руководитель агрофирмы «Ветлуга» Сергей Щавлев, занимающийся оптовыми поставками фруктов и выращиванием моркови. Мы поговорили с Сергеем Станиславовичем о том, как добиться успеха в своём деле, зачем поливать морковь родниковой водой и какие мандарины самые вкусные. «Бизнес – это локомотив» – Сергей Станиславович, почему вы решили заняться выращиванием овощей, в частности моркови, в Нижегородской области? Ведь погодные условия у нас оставляют желать лучшего… – На самом деле всё началось с фруктов. У меня есть компания, которая занимается оптовой торговлей фруктами. В этой сфере я уже лет двадцать, ещё со студенчества. А когда появилась потребность в качественной моркови, чтобы без проблем продать её в магазин, то это оказалось непросто. Мне приходилось всё время заниматься переборкой, выбирая лучшее. Так вот, чтобы переборку моркови не делать, я её вырастил. – Вы сказали, что со студенчества занимались торговлей. Получается, уже тогда стремились в предприниматели. Как вы к этому пришли? – Я учился на финансовом факультете, работал в разных компаниях, но всегда планировал начать свой бизнес. Не видел себя в работе в какой-то большой структуре, чтобы всю жизнь взбираться по карьерной лестнице. Мне хотелось быть независимым. И я этого добился.– А почему выбрали именно фруктово-овощной бизнес? – Был такой студенческий проект, молодёжный, в рамках которого проводились выездные мероприятия, и собственники бизнеса делились опытом. Среди них был Игорь Александрович Тюрин, который сейчас является депутатом Законодательного собрания. У него тогда была крутая фруктовая фирма. Мне так понравилось, что я тоже решил сделать подобное. – Вы же на тот момент ещё студентом были? Как же вам удалось с минимальным опытом запустить своё дело? – Тяжело в самом начале. Бизнес – это локомотив. Его сложно разгонять. Лет восемь у меня ушло, чтобы дело тронулось с места и покатилось. А когда скорость набирается, становится легче. Сейчас я представитель среднего бизнеса. Есть ресурсы, не только финансовые, но и человеческие, а значит, можно кому-то что-то делегировать, перепоручить. Не надо заниматься мелочами. А в самом начале всегда непросто, это просто надо пережить, стремиться к оборотам, объёмам. Весомая поддержка – Предприниматели часто жалуются, что контролирующие органы кошмарят бизнес. В частности, много претензий звучит к налоговикам. Вас не кошмарят? – Меня – нет. – Раскройте секрет. – Секрета нет. Если вы занимаетесь бизнесом в определённой отрасли и к вам возникают вопросы, то они возникают не к вам одному. Более-менее все находятся в равных условиях, и в этом заключается интерес так построить бизнес, чтобы у той же налоговой не было повода вас кошмарить. Бизнес – это не только продажи, нужно разбираться во многих вещах: это и закупки, и персонал, и управление, и в том числе налоги. Налоговая ситуация – своего рода маятник. Государство то ослабляет, то усиливает режим. Нужно просто профессионально к этому относиться, разбираться в налогах и понимать, что можно делать, а что нельзя.– Вы пользуетесь какими-то мерами поддержки со стороны государства? Региональными программами для развития? – Когда строили склад овощехранилища, по госпрограмме получили 15-процентную компенсацию затрат. Плюс есть программа мелиорации, по которой возмещается половина затрат на орошение. Также получаем около 3 процентов, если не ошибаюсь, компенсации от стоимости закупленных семян. Всё это серьёзно помогает развиваться. Сельское хозяйство – это не суперприбыльный бизнес, и подобные меры поддержки очень помогают развиваться. Как в сказке: потратился, выслал документ, а тебе через четыре месяца упали деньги на счёт. Если бы у нас по всем отраслям так было, я думаю, у нас давно было бы что-то вроде Китая. – Есть ли проблемы со сбытом моркови? Остаётся ли она только на нижегородских прилавках или местную морковь можно встретить и за пределами региона? – Главный вопрос в сельском хозяйстве – есть качество или нет. Если продукт качественный, то проблем со сбытом не будет. Мы выращиваем морковь в экологически чистом месте. Кругом лес. Поблизости никто овощи не выращивает, а значит, вредители не мигрируют. Во-вторых, у нас очень хорошая вода. Берём на полив воду с пруда, который формируется из нескольких родников. То есть по сути поливаем морковь родниковой водой, а качество воды очень важно. В третьих, в месте, где мы выращиваем, достаточно длинная продолжительность светового дня, поэтому морковь сладкая. Наконец, почвы здесь песчаные, и для моркови это даже лучше, поскольку морковь мы продаём мытую, и на мойке она ведёт себя лучше. Морковь поставляем не только в нижегородские магазины, но и в Казань, Киров, Самару, Москву. – Поскольку вы занимаетесь ещё и поставкой фруктов, то в преддверии Нового года не могу не спросить, какие самые вкусные мандарины? – Самый вкусный – это не совсем мандарин, а клементин – гибрид апельсина и мандарина. Очень сладкий. В основном – Марокко. В летний период вкусный клементин из Чили, Перу, ЮАР. Надо сказать, что самые вкусные мандарины и клементины именно летом, но как раз летом в России их потребление самое низкое. И по цене они дорогие, потому что везут издалека, да и есть их привыкли зимой, под Новый год.

Сергей Щавлев: «В самом начале всегда непросто, это надо пережить»
© Нижегородская правда