Кирилл Серебренников рассказал о спектакле «Наша Алла»
Режиссер Кирилл Серебренников не сможет лично представить в Екатеринбурге спектакль «Наша Алла», посвященный Алле Пугачевой. Как рассказали Znak.com в Ельцин Центре, где состоится показ, режиссера удерживает в Москве необходимость регулярно посещать суды по делу «Седьмой Студии». Тем не менее музыкальный спектакль состоится, как и было запланировано, 22 ноября. Кирилл Серебренников рассказал о том, как родился этот спектакль: — Этот проект был сделан случайным образом: несколько лет назад я увидел интервью Аллы Пугачевой и удивился, какой бесконечно интересный она собеседник, и как бы мне хотелось с ней поговорить. Я задумался и попросил пространство эту встречу организовать. Потом мне пришла в голову идея — сделать концерт, состоящий из любимых песен Аллы Борисовны. Так мы с ней и встретились. Честно говоря, я любитель попеть в караоке, в том числе хиты советской эстрады, достаточно хорошо знаю ее историю и интересуюсь этим. Плюс к этому, я понял, что вся моя сознательная жизнь, практически с самого рождения, прошла при певице Пугачевой. И если уж с чем-то ассоциировать себя, свою страну, жизнь и процессы, с ней происходящие, то — с Аллой Борисовной. И так у меня в голове сложилась история про молодую Пугачеву, а тут еще ее юбилей — получилось, что звезды сошлись. Я предложил нашим артистам сделать проект «Наша Алла». Про историю певицы и, через нее, про историю страны. Они обалдели, потому что любви к подобной музыке и советской эстраде они у меня раньше не замечали, а тут такое… Я им предложил сделать вольные аранжировки ее знаковых хитов раннего периода, и все с увлечением стали работать. Программу концерта делал я при помощи моего товарища Марка Тишмана, который тоже про Аллу Борисовну многое знает, в том числе песни, которые уже сегодня забыты. Ее песни — это бесконечный кладезь, огромная вселенная, она выдавала в те годы хит за хитом: сочиняла сама, пела чужие песни так, что они становились моментально хитами. Мы стали с этим работать, отобрали примерно 20 песен, на которые наши музыканты во главе с Андреем Поляковым и Даниилом Орловым сделали уникальные интерпретации. Во времена моих двухчасовых прогулок мне удалось встретиться с Аллой Борисовной. Мы с ней поговорили про концерт, я спросил ее разрешения использовать ее песни в программе. Она сказала «Конечно!», но спросила, почему меня это интересует. Я рассказал, как много у меня с этим связано и с чем ее ранние песни у меня ассоциируются. Она сказала: «Ну давайте, пусть я буду у вас такая молодая». И дальше она просто пришла на концерт. Все это снималось, было много раз показано, люди, которые сидели в этот день в зале, снимали не столько то, что происходило на сцене, а ее реакцию… А вы можете представить, как трудно было нашим артистам выходить на сцену и начинать петь песни Пугачевой при Пугачевой? Они блистательно справились с этим непростым вызовом, и реакция Аллы Борисовны была такой трогательной, такой потрясающе яркой, она реагировала на все, что происходило на сцене, и невероятно помогала ребятам: как артистка «подключилась» к сцене, к тому, что происходило на ней, и, наравне с нашими артистами и музыкантами, отработала этот концерт по полной. В конце концерта она вышла на сцену и… то, что она нам всем сказала, это было очень щедро и трогательно, мы все эти ее слова запомнили… Этот концерт — вообще такое профессиональное упражнение. Одно дело просто перепеть песни Пугачевой, а я точно говорю — перепеть лучше нее невозможно, а иное — сделать эти песни совсем по-другому: присвоить, перепридумать, найти новые смыслы, которые в них есть, новую тему, которая в них, может быть, раньше даже не прослеживалась. Это упражнение на интерпретацию, творческий диалог эпох и поколений. Мне кажется, это часть работы артистов — всегда искать возможности такого диалога. Некоторые люди нас критиковали за этот спектакль, говорили: «Что это такое? Эстрада в храме искусства?» Во-первых, песни Пугачевой вошли не просто в народ, они стали частью нашего ментального и культурного кода, хорошо это или плохо — неважно. Она и есть наша матрица, она и есть страна. Поэтому, если ты хочешь понять, как развивалась страна — узнай, как развивалась Пугачева, про что она пела в разные годы.