Войти в почту

Молодо и скептично: каким будет новое поколение

Поколения икс, вай, зет, в чьи руки в ближайшие десятилетия перейдет «воздвигнутое нами здание». Какую идеологию они несут в массы, как чувствуют себя в мире и куда собираются его завести? О том, что многие из них настроены решительно, говорит хотя бы недавний кипеж, поднятый 16-летней Гретой Тунберг. Казалось бы, ну что такого — ну выступил подросток перед взрослыми дядями. Сколько таких подростков было? Не счесть. Катя Лычева с Самантой Смит, помнится, тоже что-то такое мутили, хотя и более идеологически выдержанное. И что? Погладили девочек по причесанным головкам, похвалили за активную позицию и продолжили штамповать ракеты. А тут все мировое сообщество который месяц на ушах: климатологи с экологами как подорванные строчат петиции про надвигающийся конец, СМИ устраивают круглые столы про него же, богатые и знаменитые наперегонки фоткаются с Гретой и называют ее героем нашего времени, а дети по всему миру прогуливают школу ради забастовок протеста. В случае с детьми, конечно, еще бы разобраться, что в приоритете — безнаказанный прогул или чувство солидарности. Но если верить теории поколений, очень может быть, что протест идет все же от сердца, а не от головы. Фактор дефицита Мысль о том, что разным поколениям трудно найти общий язык, не нова — репликами из серии «Ну и молодежь пошла» наверняка обменивались еще питекантропы. Разумеется, многие, отвозмущавшись, пытались понять, почему оно так. Одна из последних таких попыток — теория поколений, созданная в начале 90-х американцами Уильямом Штраусом и Нейлом Хау. Проштудировав историю США с момента основания, они обнаружили повторяющиеся модели поведения у поколений, отнесенных друг от друга на 80–90 лет. Если учитывать, что одно поколение — это где-то 20 лет, между двумя сходно мыслящими должно уместиться еще три, думающих как-то иначе. Так появился четырехкратный поколенческий цикл, каждая двадцатка в котором получила свое имя. Оказалось, что с теми или иными оговорками цикл работает и в историях других стран. В России он выглядит так: люди, рожденные в 1903–1923 годах, — поколение победителей (строителей); 1923–1943 годы — «молчаливое» поколение; 1944–1963 — беби-бумеры (поколение послевоенного демографического взрыва); 1964–1984 — поколение Х; 1985–2002 — поколение Y (миллениалы); 2003–2023 — поколение Z (хоумлендеры, то есть домоседы). По словам Евгения Никонова, руководителя Российской школы теории поколений и одного из авторов «перевода» идей Штрауса и Хау на русские рельсы, каждую двадцатку формируют как минимум четыре важных аспекта. Первый — воспоминания о значимых событиях в жизни страны (Олимпиада-80, война, полет Гагарина и т.д.) — тех, о которых знают все дети поколения. Второй — слова-агитки, которые постоянно на слуху («Миру — мир», «Да, да, нет, да», «инновации» и т.д.). Третий аспект — те поведенческие маяки, на которые родители ориентируют своих детей («трудности закаляют», «скромность украшает» и т.п.). Четвертый — дефицит, то, чего не хватало детям двадцатки (если в детстве дефицитна уникальность — во взрослом состоянии поколение захочет выделиться; если в дефиците живое общение — потом будут развивать коммуникации). В зависимости от того, что ценно в поколении, и строятся его представления о том, что такое правильная жизнь. — В чем основная проблема общения отцов и детей? — вопрошает Никонов. — Если у поколения есть какой-то приоритет и оно его не видит у другого, то начинает выражать тому претензию. Скажем, мы, поколение Х, признаем, что миллениалы симпатичны нам в целом, но им как-то не хватает глубины. Просто потому, что у нас такой приоритет. Для «иксов», которые поступали в институт в одной стране, а заканчивали его в другой, быть глубоким профессионалом стало очень важным навыком выживания. Это поколение твердо усвоило: все может поменяться, не меняется только то, что ты умеешь и знаешь. И мы стали к этому очень пристрастны. Так же, как мои бабушка и дедушка запомнили, что запасы никогда не должны иссякать, а еду нельзя выкидывать. И что бы ни происходило, они упорно делали запасы и заставляли молодняк доедать все, что лежит на тарелке. Есть некое общее знание поколения, которое вырастает из его опыта. И мы все время пытаемся предъявлять претензию другим, исходя из этого знания и опыта. А другие вообще не понимают, о чем это. Y — это «почему» В общем, увидеть в другом иной мир и признать его право на существование — главное, чему учит нас теория поколений. Ну, а теперь коротко о том, что несут будущему эти миры. Поскольку беби-бумеры — непревзойденные трудоголики, для которых очень важно дело, которым они занимаются, и успех в карьере (они, как никто, любят грамоты и награды), их отпрысков — поколение Х — часто называют «детьми с ключом на шее». Они сами ходили в школу и кружки, сами делали уроки, разогревали обед, оставались подолгу одни в квартире (предыдущее поколение — дети коммуналок). В итоге они досконально вникают во все, чем занимаются, делают выводы, лишь исходя из собственного опыта, крайне ценят профессионализм, индивидуальность, возможность выбора и наличие осязаемых перспектив. И очень ценят время — ненавидят очереди и пробки, между бесплатной и платной поликлиникой выберут при возможности последнюю, да и в ту пойдут лишь в крайнем случае, так как не доверяют врачам. В отличие от миллениалов, для которых этот вопрос крайне важен. — У них есть четкое представление: тело — это очень важно, от его состояния зависит твоя жизнь. Отсюда вся эта любовь к экопродуктам, БАДам, ЗОЖу и т.д., — говорит Екатерина Петухова, маркетолог и бренд-менеджер нескольких одежных компаний. — Миллениалы активно перемещаются по мегаполису, предпочитая личному авто каршеринг, велосипед или скейт. Спокойно меняют работу и жилье, нигде подолгу не задерживаются и, по сути, генерируют массовую миграцию, сравнимую с той, что была в период войн. Очень многие жалуются, что они по-другому воспринимают работу и не лояльны к брендам. Для них важны другие вещи: не быть сексуально привлекательной, чтобы понравиться мужчинам, а быть собой. Заинтересовать их можно игровыми механиками, веселой компанией и важностью миссии, в которую их вовлекают. Например, одеждой из переработанных материалов. — Миллениалы — дети, которые окончили школу уже в новом тысячелетии, — соглашается с ней Никонов. — Для них крайне важно быть современными — жить в современном окружении, пользоваться самыми передовыми технологиями и так далее. И второе сообщение, которое они несут миру, — надо отвечать на глобальные вызовы. Они выросли в мире с огромным количеством глобальных проблем, и им интересно заниматься их решением. На каждой исследовательской сессии они говорят нам, что надо спасать экологию, заботиться о слабых — для них это очень важный приоритет. Кстати, Y — это не игрек. Это буква «вай», созвучная английскому «почему?». Предыдущие поколения не сильно заморачивались этим вопросом. Надо вступать в комсомол — вступим. Ведь все так делают. А это первое поколение, которое говорит: «Нет, подождите. Объясните зачем?» Это «зачем» — очень большой тренд и у нынешних детей, поколения Z. Они все нагружены сверх меры, учатся по 6–7 уроков, ходят на кружки и тренинги, потом еще делают домашку и все время недоумевают: «Почему я должен это делать? Как я это смогу применить в реальной жизни?» При этом проблем с перебором знаний у «зетов» нет, но есть очень большой запрос на практичность. Это, кстати, уже почувствовал бизнес — везде, как грибы после дождя появляются отделы товаров для ручного труда, этим детям интересно мастерить что-то вместе с родителями. Видит бизнес и запрос хоумлендеров на меньший торговый формат. Если мне, «иксу», нравится гулять по торговому центру, а миллениалу ТЦ вообще дом родной (там ведь можно тусоваться), то «зетам» это уже совсем не интересно. Кстати, буква Z в названии хоумлендеров — от слова zoom (зум), они с детства видели характерный жест рукой, приближающий картинку на смартфоне. Малыши сейчас и в реальности часто пытаются приблизить к себе пейзаж за окном. — Zoom напоминает нам, что это поколение очень пристальное, — продолжает Никонов. — Несмотря на все слухи о клиповом мышлении, уже давно видно, что эти дети очень хорошо запоминают, внимательны к деталям, из такого поколения обычно выходит много ученых, которые серьезно двигают науку вперед. Кстати, в этом они схожи с довоенным поколением «молчунов», которое создавало советскую науку. И тех и других объединяет соединение тщательности, внимательности к деталям и ограничение внешнего перемещения. Тогда был железный занавес, сейчас дети все время под присмотром. А в таких условиях выход только один — путешествие внутрь себя, в те миры, которые не для других. А это обычно дает всплеск науки и культуры. У «молчунов» это привело еще и к высокой ценности свободы, ведь свобода — это стремление ни от кого не зависеть. «Шестидесятники», «семидесятники» — это все оттуда. И у нынешних «зетов» в условиях гиперопеки очень силен запрос на «Я сам», им важно почувствовать свои границы и раздвинуть их максимально. Вечный прибой Как мы уже сказали, такие параллели в самоощущениях находятся у всех «прадедов» и «правнуков». — Конечно, у поколения нет жесткой фиксации по годам, — объясняет Никонов, — плюс-минус 2–3 года дают как «чистых» представителей, так и «пограничников». Но если просто начать набрасывать на лист бумаги события эпохи, ее образы, паттерны воспитания, внешние сообщения, обнаружится, что времена, отдаленные на 80–90 лет, почему-то похожи. Они, конечно, не одинаковые (не было у «молчаливых» тех же смартфонов), их механизмы двигают разные приводные силы, но самоощущения у поколений будут сходны. Похожесть времени формирует похожие выводы, дети приходят к похожим ценностям, а это и есть цикличность. По какой причине она случается, можно только гадать — теория поколений этим вопросом не заморачивается. — Мы все же пытались ответить на него, — говорит Никонов. — Думается, это признак того, что есть на планете что-то более важное, чем мы. Людям свойственно думать, что мы тут всем управляем — климатом, экономикой, языком... Но нет, все эти самоэволюционирующие системы развиваются сами по себе. Поколения — такая же система, в которой люди принимают активное участие, но ее не определяют. На мой взгляд, их цикличность — это проявление тех планетарных, космических процессов, которые больше, сильнее и значимее, чем мы. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ Иван Тургенев, посвятивший конфликту поколений роман «Отцы и дети», воспитывался довольно жесткой, властной и деспотичной матерью. Именно она стала прототипом барыни для его повести «Му-му». ИСТОКИ Первый массовый конфликт поколений в истории современной России датируется 1920-ми годами. Молодежь, выросшая в новой стране, вступила в решительный бой с культурой отцов. Родители, опасаясь доносов в стиле Павлика Морозова, перечили редко. В открытом протесте против предков социологам тогда признавались 14,4% юношей и 45% девушек. При этом 81,6% молодых людей и 88,5% девушек заявляли о стремлении к самостоятельности. Читайте также: Путин объяснил, как культурное достояние России влияет на развитие мира

Молодо и скептично: каким будет новое поколение
© Инстаграм