AI, деменция и сакэ: предприниматели из РФ и Японии нашли друг друга в Москве
Организаторами Форума стали АНО "Японский центр по развитию торгово-экономических связей", посольство Японии в РФ, а также ФБУ "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" (ФРЦ) и Японская организация по развитию внешней торговли (JETRO). Как заявил, открывая мероприятие, посол Японии в РФ Тоёхиса Кодзуки, он надеется на установление и расширение связей между японским и российским малым и средним бизнесом. Также дипломат напомнил, что 2020 год станет в России и Японии Годом межрегиональных обменов, в ходе которого ожидается развитие контактов между регионами двух стран. По словам организаторов, интерес к мероприятию оказался значительно выше, чем ожидалось. Так, с российской стороны на Форум зарегистрировались более двухсот компаний, а могло быть еще больше, если бы не пришлось закрыть регистрацию участников из-за нехватки мест. Перед начало презентаций (многие японцы, кстати, вели их на хорошем русском, что показывает серьезность намерений в отношении сотрудничества с Россией) соведущий Форума Андрей Говоров напомнил участникам, что не надо считать японцев какими-то "закрытыми и непонятными". "Японские бизнесмены способны очень оперативно реагировать на новые вызовы и инициативы, - отметил Говоров. - Другое дело, что Россия для большинства из них пока что terra incognita, они не знают местных особенностей, поэтому соблюдают определенную осторожность". Кроме того, Говоров посоветовал не ожидать от сотрудничества с японцами моментального появления золотых гор. "Бизнес надо строить постепенно, - отметил он. - Сделайте пробную поставку, оцените рынок, работайте над развитием отношений". Японские участники привезли в Москву массу интересных проектов. Например, президент одной из представленных на Форуме японских IT-компании Содзо Такэока рассказал "РГ" о разрабатываемых его фирмой приложениях для смартфонов на основе искусственного интеллекта, позволяющих, например, по голосу определить начало простудного заболевания у человека или нарушения осанки. "Мы приехали, чтобы найти партнеров в России, - отметил он. - Пока что у нас нет конкретных планов насчет развития отношений с вашей страной, но, судя по проявляемому российскими участниками интересу, это перспективное направление". Другая японская IT-компания привезла презентацию проекта помощи пожилым людям, находящимся в деменции. Это большая проблема для Японии, где уже сегодня порядка семи миллионов человек пребывают в таком состоянии, а к 2025 году деменция может проявиться у каждого пятого. Компания призывает российских специалистов присоединиться к проекту по изучению мозговых волн людей, находящихся в деменции и последующей разработке средств помощи, чтобы постараться перевести угасание функций мозга в состоянии стойкой ремиссии. Еще одна японская IT-компания, разрабатывающая в числе прочего механизм быстрой передачи больших объемов данных (например, видеозаписей для телевидения), впечатлена уровнем подготовки российских специалистов и стремится найти в России желающих участвовать в создании новой технологии. Но не только IT-компании интересуются российским рынком. На форум приехали производители материалов из композитного углеводородного волокна. Они, в том числе, делают и особо прочные и легкие тросы, которые в Японии используются, например, чтобы уберечь горные склоны от оползней. Не обошлось и без традиционных японских продуктов. Румико Обата, исполнительный вице-президент сакэварни со японского острова Садо, знаменитого своими золотыми копями и светлячками, представила на форуме продукцию компании. Разумеется, ее стенд был самым популярным, поскольку вице-президент лично наливала на пробу. "Я продвигаю японские алкогольные напитки по всему миру, в том числе и в России, - сказала "РГ" Обата-сан, одетая в традиционную черную накидку-хаори с логотипом сакэварни, - и с удовольствием использовала возможность самой посетить Москву. В России интерес к сакэ пока что не очень велик, но я надеюсь, что ситуацию можно изменить. В конце концов, еще несколько десятков лет назад западные спиртные напитки тоже не пользовались особым спросом в Японии, а сегодня их можно встретить везде". Что интересно, на Форуме присутствовала компания, занимающаяся совсем не массовым бизнесом - торговлей предметами искусства и антиквариатом, а также - девелопментом в сотрудничестве с ведущими японскими архитекторами. "Мы хотим найти в России новых партнеров, - пояснил "РГ" управляющий директор компании Исаму Эгава. - В России присутствует значительный интерес к предметам японской старины и японского искусства. За несколько часов с начала Форума мы уже успели провести переговоры с несколькими представителями российских арт-галерей. А поскольку отношения между Японией и Россией в настоящее время развиваются, хочется надеяться, что компаниям двух стран тоже станет легче сотрудничать". При этом Эгава-сан отметил, что интерес к японскому искусству у россиян не поддается классификации. Кого-то интересует древность, например эпоха Хэйан, кого-то - классика, вроде гравюр Хокусая или современное искусство. Как рассказал "РГ" директор ФБУ "ФРЦ" Алексей Бункин, Россия и Япония активно участвуют в программе подготовки управленческих кадров (меморандум в этой сфере подписан еще в 1998 году). Российские специалисты малого и среднего бизнеса участвуют в различных японских программах по повышению производительности труда, ездят в Японию на стажировки, которые с российской стороны курирует ФРЦ. Японские представители компаний, заинтересованных в развитии отношений с Россией, также приезжают в нашу страну, чтобы ознакомиться с особенностями схем производства. Причем это касается самых разных областей: IT, промышленности, сферы услуг. "Нынешний Форум мы рассматриваем как своего рода биржу контактов, как замечательный способ познакомить российских и японских предпринимателей из малого и среднего бизнеса", - подчеркнул Бункин.