National Review (США): икона Cвятой Греты Тунберг

— Если кто-то не принимает представительство в искусстве евангельских сцен, да будет анафема. — Если кто-то не приветствует такие представления, как стоять за Господа и его святых, да будет анафема. — Второй никейский собор Массовая грамотность представляет собой весьма современное чудо. Клирики средневековой церкви не имели такой роскоши, как грамотные посетители церковных служб. Действуя довольно креативно, они использовали архитектуру, скульптуру и живопись в соборах для передачи библейской картины мира неграмотным правоверным. Готическая архитектура приковывает к себе взгляды не только из-за своего структурного и формалистического блеска, но также по причине своего убранства, которое тоже рассказывает историю Спасения. Климатические служители культа создали в Сан-Франциско свою собственную Библию для бедных, Библию для немытых масс. Местная некоммерческая организация One Atmosphere представила вчера огромный настенный портрет 16-летней активистки в защиту климата Греты Тунберг. Для создания этого чем-то напоминающего Путина изображения, нарисованного на обращенной к улице стороне здания средней этажности, потребовалось примерно 700 баллончиков с аэрозольной краской. Фарисейство? Нет, говорят представители этой некоммерческой организации: синкретизм. «Завершающие штрихи можно было сделать только с помощью баллончиков с краской, однако мы используем емкости без хлорфторуглерода, — подчеркивается в заявлении этой организации. — Мы используем баллончики с низким давлением, которые оказывают минимальное воздействие на окружающую среду». Финансирующие настенную фреску организаторы, похоже, намерены с помощью этого изображения продвигать своего рода краткий курс теологии. По словам Пола Скотта (Paul Scott), исполнительного директора этой организации, Грета Тунберг «является ярким лучом света в темные времена, и мы надеемся на то, что люди последуют за ней и произведут какие-то изменения». Сам Скотт является не только гласом вопиющего в пустыне, провозглашающим достоинства проектов Греты Тунберг, но и явным евангелистом этой веры: «Мы надеемся на то, что появятся и другие владельцы зданий, которым понравится эта идея, которые поддержат наши цели, и которые заходят получить нечто подобное на своих фасадах». Скотт надеется на то, что это настенное изображение «откроет их сердца и умы для безграничной убежденности в правоте послания Греты». Многие люди говорили о скрытом религиозном смысле того культового восторга, который многие взрослые люди продемонстрировали в отношении этой скандинавской девочки-подростка, однако настенное изображение поднимает существующую метафору на уровень аналогии. Цели этой финансирующей фреску стороны подобны намерениям готических архитекторов: нужно сделать святые истины доступными убогим массам, представители которых, если им не дать предварительно разжеванную вышестоящими священнослужителями теологию в картинках, будут не в состоянии включиться в основной моральный дискурс. Готические архитекторы и священнослужители, руководившие их ремесленной работой, имели в своем распоряжении значительно более сильный аргумент о некомпетентности аудитории, чем тунбергианцы (Thunbergians), последователи Греты Тунберг. Люди в средние века были, в основном, неграмотные и необразованные; если взять Англию в качестве репрезентативного центра средневекового христианства, то святой Томас Мор в своей «Апологии», написанной в 1533 году, определил национальный уровень грамотности в Англии в 40%. Что касается латыни, универсального языка церкви, то в то время его понимала примерно такая же часть буржуазного класса торговцев. Оба этих показателя свидетельствуют, что церковные проповеди были недоступными для большинства англичан как на латыни, так и на их родном языке без некоторого количества визуальной помощи. В 2019 году эти бывшие когда-то неграмотными массы умеют читать. Их просто не интересуют то, что предлагают сторонники культа Греты Тунберг. Служители тунбергианского культа могут сказать, что люди функционально неграмотны в вопросах изменения климата, однако настенная живопись, судя по всему, свидетельствует о том, что они больше заинтересованы в продаже индульгенций, чем в информировании масс о предполагаемых достоинствах климатической конверсии. Не исключено, что огромное большинство людей являются «неграмотными» в отношении, например, публикаций Межправительственной группы по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change). Однако появившееся настенное изображение не является Библией для бедных применительно к докладу Межправительственной группы за 2019 год. Оно, на самом деле, не спрессовывает «научную литературу» до имиджа, — настенное изображение не является диаграммой разброса созданных с помощью компьютера климатических моделей. Вместо этого оно призвано вызвать мучительное чувство вины, которое возникает, когда обманываются ожидания искреннего, но введенного в заблуждение ребенка. Грета Тунберг изображена таким образом, что ее взгляд устремлен на прохожих, на которых она взирает с неизменным презрением. У нее такое же выражение лица, как в тот момент, когда она обвиняла незнакомых людей в том, что они украли ее «мечты» и ее «детство», а произошло это, вероятно, потому, что они не согласились с предлагаемыми ей средствами для борьбы с предсказанным повышением глобальной температуры. Не разрушайте детство Греты, с такими словами обращается это настенное изображение к прохожим — выключайте свои кондиционеры. Перерабатывайте свои банки из-под пива. Ограничьте потребление мяса. Голосуйте за демократов. Святая Грета Тунберг наблюдает за вами.

National Review (США): икона Cвятой Греты Тунберг
© ИноСМИ