Ностальгическую фотовыставку о советском санаторном наследии представили во Владивостоке
Проект получил название «Архитектура воды». Выставочный проект «Архитектура воды», который открылся во владивостокском центре современного искусства «Заря», объединяет снимки двух эпох — советской и постсоветской. В экспозиции представлены работы Клодин Дури, Оли Ивановой, Даниила Колчанова, Дмитрия Лукьянова, Ивана Михайлова, Игоря Мухина, Егора Рогалева, Михала Соларски, Рене Фицека, Георгия Хрущева, а также Анатолия Топуза, Игоря и Михаила Чураковых. Куратор выставки — Анна Петрова. Об этом передает пресс-служба ЦСИ «Заря». В Советском Союзе санатории, пансионаты, лечебницы устраивались в бывших царских резиденциях и дворцах, немного было построено авангардистами и неоклассиками в 1930-е. После Второй мировой войны здания для культурного отдыха и поправки здоровья (рекреационная архитектура) сооружались архитекторами-модернистами без всяких излишеств, но в новаторских и порой абсурдистских формах. Тогда же все эти новые постройки фиксировались фотографами: Михаил и Игорь Чураковы ездили по стране, снимая жилые дома и административные здания. Репортер Анатолий Топуз проникал внутрь оздоровительных комплексов: его жанровые цветные снимки физиопроцедур говорят о технической оснащенности лечебниц и передают практически сюрреалистическую атмосферу медицинского вмешательства в организмы советских граждан. Сегодня, в нашем капиталистическом мире, советское санаторное наследие кажется оазисами благоденствия. Британская журналистка Мириам Омиди, изучавшая систему рекреационной индустрии в СССР, собрала книгу с фотографиями здравниц России и Белоруссии, Крыма и Кавказа, Средней Азии и Прибалтики. Многие из приглашенных ею к участию фотографов продолжили снимать свои истории про курорты. Анатолий Топуз (Анатольев). «Вертикальный солярий», 1970-е годы. Из собрания Сергея Шестакова Именно эти снимки и стали основой второй части выставки. Клодин Дури, Рене Фицек, Михал Соларски, Дмитрий Лукьянов, Оля Иванова, Егор Рогалев демонстрируют как образы модернистской архитектуры, характерные силуэты и интерьеры, так и настроения и выражения лиц людей, переживающих опыт физиопроцедур. Расслабленные или сосредоточенные, терпящие дискомфорт или уже заснувшие герои этих снимков представляют как фотографический, так и антропологический интерес. Еще один раздел экспозиции — так называемая «архитектура воды» Приморья, Кавказа, Москвы и Волги. Фотографии Игоря Мухина из цикла Week-end, женские портреты Оли Ивановой из легендарной «Чайки» (открытого бассейна в центре Москвы), снимки Ивана Михайлова с волжских набережных Чебоксар и спальных районов Москва-реки, репортаж о приморских «моржах» Георгия Хрущева, «бесстыжие ванны» Пятигорска Дмитрия Колчанова продолжают тему, демонстрируя природную архитектонику, проруби и каменные бассейны, дикие пляжи и пирсы. Отдельной историей становится работа «Океанизация» Егора Рогалева, исследовавшего курорты и пионерские лагеря Владивостока. Проект представляет собой двухканальную видеоинсталляцию на основе архивных материалов и кадров, отснятых во время пребывания в арт-резиденции «Заря». В работе рассматриваются сложные отношения архитектуры Владивостока с особенностями ландшафта, геологического рельефа и климата, развивающиеся на фоне двух противоборствующих тенденций — инертного желания нейтрализовать и контролировать внешние воздействия и стихийного поиска более открытых и пластичных способов взаимодействия со средой. Егор Рогалев, Санаторий «Куяльник» Образы грязей, пещер, прогреваний, кислородных ванн, лечебной физкультуры, вертикальных соляриев и комнат соли погружают пользователя и зрителя в иную реальность, делая летний отдых приятным испытанием. «Архитектура воды», понятая как прямо, так и метафорически, оказывается проектом сюрреалистическим и абсурдистским, погружая зрителя в глубину ощущений курортников и отдыхающих, проектирующих и строящих, плавающих и ныряющих. Проект организован при участии Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева (Москва). На выставке представлены фотографии из собрания Сергея Шестакова. Выставка будет открыта в ЦСИ «Заря» до января 2020 года. Вход свободный.