На всех одно небо. История об аборигенах Омского Прииртышья

Первый конгресс казахов Омской области состоялся в селе Одесском в канун встречи глав двух соседних государств. Это ближняя территория, граничащая с Республикой Казахстан. Здесь граница делит казахов на «русских» и «казахских», но российские не считают себя диаспорой. «Мы - аборигены», - говорят они. Считается, что в Прииртышье самое крупное этнокультурное сообщество казахов. Они вторые в Омской области по численности населения. В Казахстане даже говорят, что семейно-бытовые традиции лучше сохранены здесь, у «русских» казахов. За архаикой сюда приезжают этнографические экспедиции во главе с учёными и фольклористами. Первый Курултай До казахстанской границы из Одесского рукой подать, каких-то 18 км. Поэтому здесь и решили собрать представителей казахских общин со всей Омской области, пригласили в гости соседей. С обсуждением вопросов определились сразу: сохранение и популяризация традиций. К сожалению, уходит из жизни последнее поколение носителей, знатоков, хранителей народных обычаев, педагогов, передающих национальный колорит в песне, танце, предметах быта. Сохранить этнокультурную самобытность нации помогут центры казахской культуры. Их создали в регионе и строго наказали им соблюдать преемственность поколений в передаче ценнейшего опыта в освоении народных традиций. Как это сделать - и решали на конгрессе. Например, с помощью языка. Казахский изучают в семи школах Омской области. В Омском госуниверситете действует центр изучения казахского языка. А где язык, там и слово. В Омской области выпускается газета на казахском языке «Омбы Казактары». Издание входит в число трёх казахских газет России, которые выпускаются с регулярной периодичностью и распространяются по подписке. Такие есть только в Астрахани и Оренбурге. Ещё одна грань - туристическая. Об этнографическом туре «Азиатская экспедиция» в аул Каразюк Нововаршавского района рассказала директор Каразюкской общеобразовательной школы, руководитель одного из первых в регионе школьных центров изучения казахского языка и культуры «Байтерек» Шолпан Сексембаева. Аулы Каразюк и Каржас Крохотная школа Нововаршавского района, где учится всего 50 учеников и преподают восемь учителей, включена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России». В прошлом году за научные исследования школа получила грант, на который приобрела национальную войлочную юрту. В Каразюк уже организовали этнотур, чтобы знакомить омичей и гостей региона с культурой и бытом кочевников. Трудно ли ужиться под одним небом? Ничуть, если у наций есть одна историческая общность. У поселения богатая история - оно почти ровесник Омска. Есть что рассказать. Завлекают сюда туристов мастер-классами и хорошим столом. Знакомят гостей с национальной кухней и раскрывают тайны Каразюка. Например, рассказывают о судьбе легендарного предка Кошкарбай-батыра. Он храбро сражался за родной дом и трудился на благо рода. Жители аула на­деются, что когда-­нибудь небольшое казахское село станет центром паломничества туристов. Не о туристах, а о национальной памяти задумались в региональной казахской нацио­нально-культурной автономии Омской области. Общественники обратились в этом году в городской совет с просьбой о переименовании остановки «Овчинно-меховая фабрика» в «Каржас». Исторически на этой территории располагался аул, названный в память о древнейшем казахском роде. Сейчас здесь пустырь, а когда-то Каржас был включён в перечень важных объектов культурного наследия региона. 40 лет назад археолог Борис Мельников этому поспособствовал. На месте погребальных сооружений казахи планируют создать мемориальный комплекс. Изучают аул Каржас и этно­графы. Они считают, что первое оседлое поселение появилось на этом месте после победы над джунгарами в начале XVIII века. Одна из легенд гласит: «Казахи обитают здесь с тех времён, когда верблюд, стоя на одном берегу Иртыша, щипал траву на другом берегу». Стойбище Каржас было летовкой Каржас Акша, то есть временным. Селение на его месте, получившее то же название, образовалось в начале XX столетия. Теперь оно - часть омского левобережья. Археологические раскопки ни разу не проводились, а надо бы. Наверняка здесь можно найти немало следов средневековья и, наверное, железного века. Старое кладбище может таить много интересных находок. Ещё в советские годы здесь сохраняли интересный обычай захоронений. На детских могилах стояли детские колыбели и кроватки - это из языческого обряда. Территория нуждается в благоустройстве. Хорошо, если тут появятся пешеходные дорожки и памятные знаки. Всё-таки это археологический памятник - и единственный ровесник Омска. Конгресс - ежегодно «Не зря именно на Одесской земле состоялся Первый конгресс казахов Омской области, - сказала руководитель Межрегионального национального культурно-спортивного объединения «Сибирь» (Дом Дружбы)» Наталья Степанова. - С момента существования омского Дома Дружбы и организации областного фестиваля национальных культур «Единение» район принимал на своей территории многие мероприятия: и украинские, и казахские. Здесь прошёл Первый международный фестиваль приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан «Да будет дружба искренней и честной». Это слова великого Абая. Отношения, которые выстраиваются на территории Омской области, а это миролюбие, согласие, многонациональная дружба, взаимоподдержка, очень серьёзно транслируются и в Одесском районе. Конгресс тоже будет способствовать консолидации народов Омского региона. В мероприятии приняло участие 72 делегата из 12 районов области и двух районов Республики Казахстан. В итоге решили, что будем проводить такие встречи ежегодно». Ближний сосед лучше дальней родни «Давние исторические, экономические и культурные связи объединяют жителей Одесского района и соседней Республики Казахстан. От дружбы двух государств, двух народов всегда выигрывают простые люди, - отметил глава Одесского муниципального района Валерий Корнейчик. - Конечно же, время несколько изменило ситуацию. Были созданы границы, но между нами границ никогда не было. У России и Казахстана есть общее - целина. Помню советские времена, когда я, будучи агрономом, бывал у соседей. Мы слово «сотрудничество» не знали, просто работали вместе, обменивались тем, что у кого есть. Омская область славилась своими семенами, наш СибНИИСХ в этом отношении был одним из лучших в стране. И мы отдавали в Казахстан семена, а у них брали то, что было необходимо нам. Не было споров и разногласий, мы всегда находили общий язык - и этим гордились. У нас всегда были друзья в Казахстане. Сегодня это продолжается: мы возим в республику хлеб, активно завозим многие товары и продукты оттуда, берём строительные материалы, щебень, уголь и многое другое. Это взаимовыгодное сотрудничество». Историческая родина «Южные районы Омской области, в том числе и Тавричанка, являются местом традиционного компактного проживания казахского населения. Для многих семейных кланов Омское Прииртышье стало исторической родиной. В нашем многонациональном районе проживает более 35 тысяч человек, в том числе 3500 казахов. Это десятая часть от всего населения. Есть аулы с компакт­ным проживанием казахского населения - это Коянбай, Байдалин, село Карповка. Аулы небольшие, но уклад жизни может служить образцом для других поселений, здесь свято чтят традиции и обычаи казахского народа, проявляют лучшие черты народного характера - уважение к старшим, послушание, высокую степень ответственности и взаимовыручки. За всю историю нашего района не было ни одного конфликта на национальной почве, потому что дружба народов скреплена на протяжении ряда десятилетий. Ничего не надо делить, нужно это сохранить и передать следующим поколениям», говорит Нагима Тасина, руководитель Центра казахской культуры «Достык - Дружба» (Таврический район).

На всех одно небо. История об аборигенах Омского Прииртышья
© АиФ-Омск