«Двуногого верблюда приютили страусы». Учёный-филолог – о фейковых новостях
Фейковые новости как явление – стары как мир. Но форма, содержание, каналы распространения и влияние на людей по отдельности и общество в целом значительно изменились. Чем хорошо всем известная газетная утка отличается от современных фейковых новостей и как они стали частью нашей жизни – в интервью «АиФ-СК» с доктором филологических наук, заведующей кафедрой журналистики СКФУ Ольгой Лепилкиной. Слово года Марина Тимченко, «АиФ-СК»: Ольга Ивановна, что подразумеваем, когда говорим «фейкньюс»? Ольга Лепилкина: Это один из самых сложных вопросов. Учёные на Западе провели исследование и остались в большом огорчении, потому что выяснилось, что это слово люди используют для обозначения и продажной журналистики, и ложной информации, и необъективных оценок. То есть всего, что кажется неправдой. Но прежде всего под фейковыми новостями понимают новости сфабрикованные, в которых нет достоверной основы. - Само явление новым назвать нельзя. Газетная утка, к примеру, тот же фейкньюс прошлого. - Версий появления термина «газетная утка» много, и точно сказать, когда его начали использовать – в XVIII веке или раньше, – сложно. Но газетные утки всегда воспринимались как нечто за гранью нормы. А сегодня фейкньюс получил такое распространение, что становится частью пейзажа, частью нашей жизни. И бывает, мы принимаем решения, опираясь именно на фейковые новости. Поэтому интерес к этой проблеме у законодателей объясним. Мне кажется, что в какой-то момент сами журналисты увлеклись погоней за сенсацией, стремлением быть первыми. В итоге непроверенная информация стала настолько часто появляться, что СМИ начали терять доверие аудитории, сами себе вырыли могилу. Эта проблема продолжает расти и тревожить общество. В 2017-м составители толкового словаря английского языка Collins English Dictionary объявили «fake news» словом года, подсчитав, что частота его употребления в мировых СМИ за предшествующие этому два года выросла почти в четыре раза. - В чём главная опасность фейковых новостей? - В первую очередь в том, что недостоверная информация подрывает наши базовые установки. Всё-таки мы привыкли жить в мире, который достаточно гармонично сложен и вполне прогнозируем. Человек - такое существо, которое хочет видеть перспективы и понимать их. А фейковые новости сбивают с толку, искажают восприятие, дают неверную информацию для принятия решения. Всеобщий кризис доверия - информации, обществу, власти, друг другу. Мне кажется, это самое большое зло фейковых новостей. За гармонией - в Халифат - Расскажите о фейке, который вам запомнился больше всего. - Снимок двуногого верблюда, который собрал в социальной сети, где был запущен, около 80 тысяч лайков. Фотографию сопровождал трогательный рассказ о том, что верблюду оторвало конечности противопехотной миной, но хирурги смогли пришить ему две ноги. Другие верблюды калеку после этого отвергли, однако в свою стаю изувеченное животное приняли страусы. Вот такая история. Я её встретила уже с разоблачением. Но думаю, вполне могла поверить и тоже поставить лайк. - Можно ли сказать, что сегодня соцсети – главный канал распространения фейковых новостей? - Считается, что это их главная отличительная особенность. При этом есть исследования, которые мне кажутся убедительными, что значительная часть фейковых новостей связана с коммерческой выгодой, с рекламой. Нужен контент, который может получить максимальный репост, чтобы его увидели как можно больше пользователей сети. И исследователи склоняются к тому, что такие сенсационные вбросы происходят в первую очередь не от политтехнологов, а от людей, желающих продвинуть какой-то товар или услугу. Люди читают, верят, пересылают своим знакомым. Кажется, что новость пришла из надёжного источника, зачем её проверять? И продолжается распространение. Как круги по воде. - Истории, придуманные для продвижения товаров и услуг, вряд ли могут кому-то сильно навредить. Но ведь фейкньюс используют и экстремисты, и цели у них гораздо более зловещие, нежели у маркетологов. Когда-то в соцсетях много было новостей, сфабрикованных ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в России. – Ред.). Они создавали образ прекрасного государства, противопоставляли его якобы несправедливому остальному миру и побуждали людей из разных стран, в том числе и из России, ехать в Сирию и с оружием в руках строить халифат. Вы много работаете с соцсетями, продолжают ли террористы сегодня использовать этот формат для привлечения сторонников? - Думаю, что они по-прежнему используют самые разные форматы для решения своих задач. Это как раз то, о чём я говорила. Когда фейковая новость уничтожает гармонию мира. У человека появляется стремление что-то сделать, как-то всё исправить. В одном случае это будет желание вступить в ряды террористов. В другом - всю мощь фейковых новостей можно направить против правительства какой-то страны. Новость как оружие - Этим летом социологи обнародовали данные исследования, которые свидетельствуют, что почти половина опрошенных не смогла отличить вымышленные новости от настоящих. Почему это так сложно? Существуют ли какие-то способы распознать фальшивку? - Потому что в мире, где на нас отовсюду льются потоки информации, сложно анализировать каждую новость. В итоге мы привыкаем не вникать, тем более когда информация выглядит вполне убедительной. Рекомендации, конечно, есть. Надо логически мыслить, пробовать выявлять контекст, пытаться понять: а может ли это вообще быть? Убережёт ли это на сто процентов? Сложно сказать. Одно абсолютно точно: жертвой фейкньюс может стать любой, даже самый умный и образованный. Лет пятнадцать назад мы анализировали освещение одного из терактов в соцсетях. И там были призывы к пользователям не распространять непроверенную информацию, кидать ссылки на сообщения в официальных СМИ. - О каком теракте речь? - Это был Волгоград, 2013 год, три теракта подряд. Так вот сами пользователи тогда в местных пабликах писали: давайте не распространять слухи. Но понятно, что в такой ситуации подобные призывы не очень работают. Люди всё равно продолжали транслировать непроверенную информацию, которая поступала от знакомых, которым они доверяли: «мама сказала», «у соседа на заводе сообщили» и т.д. - Общественный шок - наверное, самая благодатная почва для фейкньюс? - Здесь всё зависит от степени открытости представителей власти и умения оперативно предоставлять информацию, которую ждёт общество. Иначе их опередят люди, которые хотят использовать это в своих интересах. Безусловно, общество в этой ситуации более уязвимо, потому что ждёт информацию и готово получать её из любого источника. - Кто же осуществляет вбросы в таких ситуациях, распространяя недостоверные слухи, сея панику? И с какой целью? - Я бы условно назвала их «группа недоброжелателей». По отношению к чему? К стране в целом, конкретному региону или персоне, представляющей власть. Фейковые новости напрямую связаны с информационными войнами. И если говорить об информационной войне с позиций разрушения государства, очевидно, что в первую очередь это направлено против власти, чтобы заставить её принять какие-то решения, в том числе ошибочные. Создание напряжённости это и есть давление на власть. Опосредованное давление. Именно поэтому сегодня фейковые новости - в поле зрения и журналистов-практиков, и учёных. В МГУ даже уже выпустили по фейкам и фейковым новостям учебное пособие. Фактчекинг становится всё более важной частью образовательного процесса. Это актуально и осознаётся всеми. Закон, который приняли весной, по сути, попытка власти как-то упорядочить информационное поле, поставить заслон тому валу недостоверной информации, который сегодня мы наблюдаем. На заметку Что Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» считает фейковыми новостями? Это недостоверная общественно значимая информация, распространяемая под видом достоверных сообщений, которая создаёт угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности и связи. Распространение такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в интернете) теперь запрещено. Какая ответственность предусмотрена за распространение фейкньюс? Если такое случилось впервые, нарушителей ждут следующие штрафы: для граждан – 30-100 тыс. руб.; для должностных лиц – 60-200 тыс. руб.; для юрлиц – 200-500 тыс. руб. Если нарушение допущено повторно, и оно привело к некоторым негативным последствиям, размеры штрафов будут выше: для граждан – 100-300 тыс. руб.; для должностных лиц – 300-600 тыс. руб.; для юрлиц – 500 тыс. руб. – 1 млн. руб. Если последствия оказались тяжёлыми (вплоть до чьей-то смерти), штрафы составят: для граждан – 300-400 тыс. руб.; для должностных лиц – 600-900 тыс. руб.; для юрлиц – 1-1,5 млн руб.