Портрет «мятущейся души»: молодой хореограф представил современный балет
В Культурном центре ЗИЛ состоялся показ по-настоящему современного балета — чувственного по содержанию, эмоционального по накалу страстей, образного по пластике, интересного по сценографии. В «Балладе для безумца» молодой хореограф Кирилл Радев представил свое видение драмы «мятущейся души», взяв за основу трагическую судьбу «гения танца» Вацлава Нижинского. Действие балета, поставленного на специально написанную для спектакля музыку (ансамбль Tango en Vivo), развивается в стенах клиники для душевнобольных, где великий танцовщик провел все последние годы. А ведь мог танцевать, рисовать, играть на рояле, писать стихи… «Я хочу всех любить — вот цель моей жизни», — говорил о себе Нижинский. Хореограф нашел точные выразительные средства, чтобы через призму искаженного сознания героя рассказать о судьбе человека, которого при жизни называли богом танца. На пустой сцене в пространстве, ограниченном стеной переливающихся, словно струи дождя, нитей, Радев представил пластический портрет «мятущейся души» великого танцовщика в исполнении солиста театра «Балет Москва» Андрея Остапенко. Но вот в затуманенном сознании Вацлава возникает образ Дягилева, а с ним оживают и смешиваются обрывки воспоминаний: их непростые отношения… позы-символы из балетов дягилевской антрепризы (Арлекин, Призрак Розы, Раб, Фавн), в которых он еще недавно блистал… и, конечно, Петрушки, из образа которого он так и не смог выйти. Радев представил их не в виде цитат, что напоминало бы балетный дивертисмент, а изящно вплел в канву собственной хореографии, рисующей портрет души великого артиста — возвышенной, открытой добру и легкоранимой. Жена Нижинского Ромола (Мария Заплечная), которая всегда рядом, пытается отвлечь мужа от этих путаных воспоминаний, но безуспешно: уйдя в мир грез и призрачных фантазий, он продолжает жить танцем и в танце. Радеву удалось пластически передать мельчайшие нюансы видения темы зарождения, расцвета, борьбы и гибели таланта. Он превратил музыку в зримые поэтические и демонические образы, в торжество Любви и Добра. В его хореографии есть и смысл, и чувства, и стихия, и стиль. Час с лишним зал, затаив дыхание, наблюдал это чудо. Импровизируя на образную музыку Tango en Vivo, Радев наполнил каждый ее звук энергетикой собственной души, образной пластикой, используя как своеобразный оммаж характерные движения из «Фавна», «Весны священной» и «Петрушки» — знаковых спектаклей в судьбе Вацлава Нижинского, в истории русского и мирового балета. Отлично срежиссирована финальная сцена спектакля. Герой выползает из толпы окружающих его персонажей — живых и воображаемых — к свету, отчего одиночество измученной души не перестает быть невыносимым. Особо следует сказать о талантливой работе сценографа (Луис Пердигеро), которому удалось объединить предельно простое, но очень функциональное оформление сцены, образные костюмы, свет и видеоарт в единый зрительный образ, с первой минуты захватывающий зал. Читайте также: «Сто пудов любви» в тургеневской пьесе