Киргизия попросит о продлении срока льготной "растаможки" автомашин
В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) планируют изменить порядок разработки единых технических регламентов (ТР) - ключевых документов, регулирующих вопросы безопасности товаров, - в странах ЕАЭС и ужесточить контроль за их соблюдением. По словам члена коллегии комиссии Виктора Назаренко, повышенное внимание этой теме уделяется в связи с тем, что "в ходе очередного мониторинга было выявлено серьезное замедление в государствах-участниках союза темпов работы над требованиями". - Из запланированных 23 на сегодня есть только 11 документов. Еще серьезней ситуация с подготовкой изменений, вносимых в технические регламенты, - план выполнен менее чем на треть, - объяснил Виктор Назаренко. Он привел несколько причин сложившейся ситуации. Это и формальное отношение в государствах к проведению процедур согласований, и отсутствие реальных механизмов рассмотрения проектов с привлечением всех заинтересованных органов государственной власти и субъектов хозяйствования, и незаинтересованность стран в установлении и совершенствовании единых обязательных требований. "Ведь их принятие исключает возможность регулировать рынок путем применения ведомственных или национальных документов", - добавил Виктор Назаренко. В ЕЭК намерены обсудить данную тему до конца 2019-го на совете комиссии с участием вице-премьеров стран объединения. При этом отмечается, что решение об изменении порядка разработки техрегламентов и ужесточении контроля за их соблюдением уже принято, но пока на уровне коллегии. По мнению независимых экспертов, в Киргизии обязательно должны обратить внимание на претензии Евразийской экономической комиссии по поводу слабого выполнения странами единых технических требований союза. И сделать соответствующие выводы, перестав, наконец, просить предоставления отсрочки введения в действие на территории КР регламентов и нормативно-правовых норм, не устраивающих республику. Киргизия не раз обращалась c подобными просьбами в ЕЭК. Наиболее наглядным примером является недавнее удовлетворение ходатайства о предоставлении до 2023 года отсрочки введения в действие в республике техрегламента ЕАЭС "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту". Этот документ обязывает Киргизию как государство-участника Евразийского экономического союза к 2021 году перейти на производство только высокоэкологичного топлива классов Евро-4 и Евро-5. Однако, как объяснили "РГ" в министерстве экономики, есть риск, что к указанной дате все требуемые технологические преобразования на нефтеперерабатывающих заводах страны не будут завершены. - Сейчас в Киргизии действуют семь предприятий, все они ведут работу по поиску инвесторов и модернизации производства для выполнения требований регламента, - отметили в ведомстве. Поэтому минэкономики инициировало обращение в ЕЭК, и в комиссии пошли навстречу. На днях стало известно, что правительство Киргизии намерено просить о продлении срока льготного растаможивания транспортных средств, завозимых в республику для личного пользования из третьих стран. С первого января 2020 года "растаможка" таких автомобилей подорожает примерно в 10 раз. По данным Государственной таможенной службы (ГТС) КР, это связано с окончанием срока действия льготных пошлин. - С нового года начнут действовать тарифы, утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии в декабре 2017-го. Рекомендуется заблаговременно планировать маршруты ввоза машин. Согласно законодательству, ставки таможенных пошлин применяются на день регистрации таможенным органом декларации, - пояснили в ГТС. В целом с января 2020-го года ставки в среднем составят от 48 до 54 процентов от рыночной стоимости ввозимых автомобилей. Депутаты парламента КР заявили, что киргизстанцы в связи с грядущим увеличением цен на машины паникуют, и потребовали от кабинета министров принять меры. Местные дилеры, в свою очередь, сообщили, что никакого ажиотажа на авторынке в преддверии ввода в действие новых тарифов нет. "Очереди за машинами не выстраиваются. Пока все, как обычно", - сказали в одной из компаний. Тем не менее, как заявил специальный представитель правительства Киргизии по делам в ЕАЭС Алмаз Сазбаков, республика до конца 2019-го все же обратится к другим государствам-участникам союза с просьбой продлить режим льготного растаможивания автомобилей, ввозимых из третьих стран. Однако пойдут ли навстречу КР в этот раз, учитывая намерение Евразийской экономической комиссии ужесточить контроль, - большой вопрос. Тем временем С середины по конец октября 2019-го инспекторы управления Россельхознадзора по Омской области задержали при попытке незаконного ввоза в РФ из Казахстана семь партий выращенной в Киргизии подкарантинной продукции - яблоки, хурму, дыни, баклажаны - общим весом более 90 тонн. По данным ведомства, в результате проверок документов и осмотра грузов было установлено, что товар перевозился по недействительным фитосанитарным сертификатам. "По фактам нарушения правил ввоза подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации правонарушители привлечены к административной ответственности. Фрукты и овощи вернули в Казахстан", - сообщили в управлении. По данным Россельхознадзора, с начала 2019 года в Казахстан было возвращено 156 транспортных средств с подкарантинной продукцией общим весом более 2,5 тысячи тонн. Справка "РГ" Технический регламент ЕАЭС устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории союза требования к продукции либо к процессам ее производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. На данный момент действуют 47 подобных документов. В их числе такие технические регламенты, как "О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта", "О безопасности низковольтного оборудования", "О безопасности упаковки", "О безопасности игрушек", "О безопасности парфюмерно-косметической продукции", "О безопасности автомобильных дорог", "О безопасности продукции легкой промышленности", "О безопасности колесных транспортных средств" и другие.