Нормативы накопления отходов планируется довести до фактического уровня
"В настоящее время РЭО совместно с Минприроды и регионами работает над тем, чтобы нормативы накопления отходов в каждом регионе довести до фактического уровня их накопления, - рассказал он. - Кроме того, мы планируем разработать федеральный справочник нормативов накопления отходов. Он будет носить рекомендательный характер и станет своего рода ориентиром в установлении дифференцированных нормативов для разных категорий образователей отходов в различных населенных пунктах (городские, сельские)". Сейчас к одной и той же категории муниципальных образований могут быть отнесены города с совершенно разным размером населения и уровнем деловой активности. Одинаковые нормативы устанавливаются для совершенно разных предприятий - разных отраслей, разной мощности. За единицу расчета зачастую берется квадратный метр общей, а не торговой площади магазина, показал анализ экспертного центра при Уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей. В разных регионах в рамках одной отрасли используются разные расчетные единицы. К примеру, в Новосибирской области расчетной единицей для кладбища является 1 место, в Кировской области - 1 га, в Алтайском крае - 1 кв. м. В расчет нормативов включаются товары и упаковка, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 №2970-р - несмотря на то, что в отношении этих отходов уже уплачен экологический сбор, говорится в исследовании. "Всем участникам процесса нужны понятные и справедливые правила игры. Но они, к сожалению, формируются прямо на ходу, а игра идет преимущественно в одни ворота. Нужно, во-первых, сначала обеспечить все условия для учета фактического, а не выдуманного количества отходов, во-вторых, если уж речь идет о нормативах, сделать их справедливыми (то есть учитывающими реальное положение дел). Ну и, наконец, выполнить указания ФАС и прокуратуры, которые в разных регионах обнаружили многочисленные завышения тарифов на вывоз ТКО по причине их экономической необоснованности", - прокомментировала "РГ" результаты исследования Анастасия Алехнович, руководитель экспертного центра при Уполномоченном при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Сейчас органы региональной власти самостоятельно определяют норматив для предприятий, учитывая их экономические особенности. "Мы отмечаем в некоторых случаях несоответствие нормативов мусорообразования реальным объемам", - добавил Вячеслав Духин. Применение коммерческого учета ТКО расчетным путем осложняется тем, что для оплаты по фактическому объему нужна собственная контейнерная площадка, которой не пользуются другие потребители. Для небольших клиентов решением может быть использование одной площадки несколькими потребителями, которые находятся в непосредственной близости друг от друга. Но во многих регионах заключение договоров затруднено, когда у здания имеется несколько собственников или арендаторов (тем более если они осуществляют разные виды деятельности, в отношении которых установлены разные тарифы). Если по одному юридическому адресу (который принадлежит арендодателю) располагается несколько арендаторов, то действующий закон не предусматривает порядок, при котором оператор заключает единый договор с арендодателем. Сейчас каждому арендодателю направляется претензия о незаключении договора с оператором - на что оператор получает ответы, что заключен договор с арендодателем, куда включена, в том числе услуга вывоза и утилизации ТКО. В аппарате бизнес-омбудсмена предлагается зафиксировать в законе возможность заключения оператором одного договора с несколькими потребителями для учета фактического объема ТКО. Такой опыт уже есть в Республике Карелия.