От скоморошества до храмины. Как на Руси зарождалось театральное искусство
Глумцы Истоки современного русского театра уходят в народное творчество - обряды, праздники. Со временем ритуалы потеряли магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища трансформировались в народные драмы: они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение. В 957 году Великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. В 1068 году впервые в летописях упоминаются скоморохи. Их считали своего рода волхвами, но мнение это ошибочно - скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот, вносили мирское, светское содержание. В то же самое время на фресках Киево-Софийского собора начали изображать ипподромные представления. Первые самодеятельные артисты пели, плясали, балагурили, разыгрывали сценки, играли на музыкальных инструментах и лицедействовали. Нищенствующих людей, не имевших ни жилья, ни пропитания, ни одежды, заставляла заниматься таким промыслом нужда. Скоморохи уважением и славой не пользовались - это была совершенно иная профессия, чем у сегодняшних актеров. Одним из видов их искусства был «глум» - то есть сатира, а их самих называли «глумцами» - насмешниками. В первых же летописных сведениях скоморохи именуются служителями дьявола, а церковные поучения XI-XII веков объявляли их греховниками. Особенно сильному преследованию комедианты подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Однако никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее. Часто бродячие артисты объединялись, вместе ходили по Руси, показывая свои таланты и прося за них подаяние. Постепенно на городских площадях начали появляться легкие постройки - балаганы, где скоморохи принимали посетителей-зрителей. Представления приурочивались к масленичным и пасхальным гуляниям, торговым ярмаркам. И хотя официально считается, что первый в России балаган был связан с именем Петра I, народные представления на Руси были известны задолго до него. Придворные шуты Актеры народных театров высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, при этом с сочувствием изображая простых людей. Представления строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, а исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. Исполняли обычно сказки, былины, песни и играли на разнообразных инструментах. Постепенно скоморохи становились все популярнее, и появление придворных шутов в царских хоромах XIV века было воспринято как обычное явление. Но и власть, и церковь продолжали преследовать комедиантов, и их искусство не смогло перерасти в профессиональный театр. Против артистической братии были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века и Уставная грамота начала XVI века: церковь настойчиво ставила лицедеев в один ряд с носителями языческого мировоззрения - волхвами и колдунами. В XVII веке складываются первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Так, кукольная комедия о Петрушке, которого сначала звали Ванька-Рататуй, рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. Школьный театр Возникновение придворного театра во многом связано с интересом знати к западной культуре. Идея о его создании принадлежит Михаилу Федоровичу - первому русскому царю из династии Романовых. В 1643 году его дочь Ирина готовилась к свадьбе с датским принцем Вальдемаром. К этому событию из Страсбурга в Россию прибыли комедианты, но через месяц по неизвестным причинам были высланы из страны. Незаконченное отцом дело завершил Алексей Михайлович: с 1672-го по 1676 год в Москве «работал» придворный театр. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» состоялось 17 октября 1672 года. Спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, на сцене также «работали» иноземцы. Позже в принудительном порядке началось привлечение и обучение русских «отроков». Актерами назначили «64 молодых мужиков и мальчиков-подростков». Жалованье им платили нерегулярно, но зато не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались пышностью, иногда они сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. Сначала представления шли в личном доме одного из царских вельмож, однако вскоре в подмосковной резиденции царя - селе Преображенском - построили настоящее театральное помещение. После смерти царя придворный театр закрыли, и показы возобновились только при Петре I. Кроме придворного, в России в XVII веке существовал и школьный театр: при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писали преподаватели и силами учащихся ставили исторические трагедии, аллегорические драмы, а также интермедии - сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий. Комедийная храмина Вскоре театр перестал быть только забавой царского двора. Начали появляться крепостные или, как их тогда называли, «потешные» театры. В Петербурге, например, труппы набрали графы Ягужинский и Шереметев. Благодаря частным подмосткам возможность выходить на сцену получили и женщины. В 1702 году по велению Петра I создали Публичный театр, рассчитанный на массового зрителя. Специально для него на Красной площади в Москве выстроили «Комедийную храмину». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. Репертуар содержал иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, и театр прекратил свое существование в 1706 году. Император был им недоволен, ведь артисты не выполнили его жесткие условия: пьесы должны длиться не более трех действий, иметь любовные интриги и быть «не слишком грустны, не слишком серьезны, не слишком веселы». При императрице Анне Иоанновне возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Например, знаменитая свадьба шутов в Ледяном доме. Пьесы давались преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актеры в конце действия непременно колотили друг друга». Популярность приобрели европейские гастролеры, например, итальянский и ирландский композиторы Джованни Паизиелло и Джон Филд, французский пианист Александр Дюбак, певцы Леон Леонов, Луиджи Лаблаш, Камилло Эверарди. Совместно с иностранцами начали выступать и русские артисты. Так, с 1751 года в Зимнем дворце в составе Петербургской придворной итальянской труппы на сцену вышла Елизавета Белоградская, считающаяся первой профессиональной певицей России. А 30 августа 1756 года вошло в историю: состоялся указ об учреждении первого публичного театра в России, в Петербурге (подробнее об этом на с. 2). Началась новая эра Императорских театров в стране. Кстати Несмотря на то, что скоморохов «не уважали», а православная церковь и вовсе преследовала их, в Сибири имела место другая история. Так, в Тобольской епархии святитель Филофей Лещинский (кстати, большой любитель театральных постановок) открыл духовный театр и сам писал для него пьесы. Они носили просветительский характер - обыгрывались библейские сюжеты, давались духовные наставления. Названия постановок говорили сами за себя: «Рождество Христово», «Блудный сын», «Грешник кающийся». Филофей, чьей миссией было обратить сибиряков в православное христианство, считал, что сценические представления библейских событий сильнее действуют на чувства современников. Сцену для театральных пьес установили подле самого архиерейского дома в Тобольске, рядом с Софийским собором. На комедии, трагедии и драмы, дававшиеся в духовном театре, народ созывали церковным колоколом - звоном, который обычно оповещал о литургиях в храмовые и престольные праздники.