«Гармонь должна звучать». Музыкант о популяризации народных инструментов
В рамках XIII Международного фестиваля «Дни Германии» в Тамбове выступили студенты кафедры «Национальные инструменты народов России» Российской академии музыки имени Гнесиных. Прошедшие концерты и современное состояние народной музыки «АиФ-Черноземье» обсудил с преподавателем кафедры и популяризатором игры на гармони Павлом Ухановым. Гармонь – это не деревенская завалинка Ольга Дьяковская: Павел Владимирович, расскажите о визите в Тамбов, о концертах, которые состоялись. Как вас приняли слушатели? Павел Уханов: Прежде всего, это гастроли новой кафедры Российской академии музыки имени Гнесиных – «Национальные инструменты народов России», где я работаю. Преподавание ведется на двух инструментах – гармони и гуслях. Но ребята играют ещё и на жалейках, свирелях, рожках, народных ударных инструментах. Наша цель – расширить границы, чтобы как можно больше людей узнали о нашей кафедре, о том, что можно получить профессиональное образование, овладеть игрой на уникальных народных музыкальных инструментах. Прошедшие концерты показали, что публика благосклонно относится к тому разнообразию программы, которую мы привезли. Помимо солистов выступил оркестр национальных инструментов, ансамбли в разных вариациях и инструментально-певческий ансамбль. Ребята играют не только на самых популярных гармонях – «хромках», но и на ливенских, саратовских, «черепашках», то есть на таких разновидностях, которые сейчас уже редко можно встретить, их практически не производят. - Зачем в 2013 году в Гнесинке открыли кафедру народных инструментов? В чем ее уникальность? - Я профессиональный гармонист, то есть музыкальную школу, училище, институт, аспирантуру окончил по классу гармони. Сегодня это кажется необычным. Гармонь и гусли – уникальные народные инструменты. Но беда в том, что в представлении большинства это очень примитивные инструменты, которые годятся только для прикладного музицирования. Мы же учим ребят, чтобы они воспринимали национальные инструменты как достояние музыкальной культуры России. Гармонь и гусли достойны лучших сцен, на которых качественно должна звучать разноплановая и разножанровая музыка: от наигрышей и инструментальных обработок народных песен и танцев до авторской и даже классической музыки. Например, мой студент гармонист Павел Фомин на открытии фестиваля «Дни Германии в Тамбове» с блеском сыграл «Сарабанду» Генделя, что очень понравилось немецкой делегации. А потом другой студент Павел Андреев показал гармонь именно как национальный инструмент, исполнив «Сибирскую кадриль» в авторской обработке Евгения Дербенко. На нашей кафедре обучение проходит по двум специализациям: гармонь и гусли. Уровень очень высокий, соизмерим с уровнем подготовки пианистов и скрипачей. Есть и уникальные дисциплины, например расшифровка инструментальных наигрышей или инструментально-певческий ансамбль. Последнему уделяется особое внимание, так как кроме нас, этому никто не учит в академии. Например, баянист учится только играть или аккомпанировать. Но нужно уметь аккомпанировать и самому себе. А этому нужно учиться, чтобы было грамотно и красиво не только на уровне домашнего музицирования, но и на концертном. Кто-то из выпускников останется в Москве, другие вернутся на малую родину и будут у себя в регионах развивать и пропагандировать гармонь и гусли. - Расскажите об ансамбле «GармоньDrive», который зажигает публику современной музыкой на народных инструментах. - Основная направленность обучения и концертных выступлений – это пропаганда национальной культуры. Но мы так же играем и в эстрадном стиле с аранжировками, как это делает Пётр Дранга или «Баян Микс». Я создал коллектив «GармоньDrive», в котором все ребята молодые, задорные и играют на гармонях с современной подачей. Сейчас люди воспитаны на музыке определённого формата и порой не воспринимают музыку в чистом виде. Чтобы молодёжь смогла оценить гармонь, нужно подавать её как конфетку – в красивой обёртке (аранжировке). Но важно не переборщить, ведь на концертах есть люди и старшего возраста. Нужно всегда соблюдать баланс. И мне кажется мы его нашли. Мои ребята могут с одной стороны полностью в живую сыграть без всяких микрофонов так, что зритель любого возраста пойдет в пляс прямо на концерте (как и было). И с другой стороны могут выступить в эстрадном формате очень стильно на понятном молодежи языке. Причем в современных аранжировках мы играем либо народные хиты, либо авторские песни и музыкальные пьесы современных композиторов, которые сочиняют так же в народном жанре. Если ничего не делать, гармонистов не будет - Кстати, о бытовом музицировании. Сейчас оно во многом становится прошлым. В песне поётся: «И припомнятся звуки баяна из распахнутых в полночь окон». Теперь же из окон можно услышать разве что шум колонок. Возможно ли возродить домашнее исполнительство? - Вернуть, как было раньше, не получится, это нужно признать. Музыканты, которые связали жизнь с редкими музыкальными инструментами, должны заботиться сами о себе. Они должны понимать, что если ничего не делать, то через десять лет можно будет закрывать класс гармони, потому что не будет гармонистов. И поэтому мы работаем, пропагандируем, даём концерты, заряжаем ребят. Гармонь должна звучать – это первое и основное правило для того, чтобы инструмент жил. Я снялся в нескольких фильмах в роли гармониста, выступал в передаче «Поле Чудес». Не для личной славы – а чтобы нести сделать гармонь популярнее. - Почему вы выбрали своим инструментом именно гармонь? - Когда мне было четыре года, бабушка пошла на рынок купить велосипед, потому что в 1990 году деньги обесценивались моментально, и нужно было «перевести их в предметы». Но все велосипеды раскупили. Тогда она решила купить гармонь – три внука, хоть кого-то заиграет. Так я и познакомился с инструментом. Благодаря бабушке стал гармонистом. - Можно ли научиться играть на гармони только по видеоурокам? - На форумах меня часто просили научить, как то или иное произведение сыграть. Тогда я решил сделать свою «Первую профессиональную видеошколу игры на гармони». С 2012 года уроки на канале YouTube собрали уже около миллиона просмотров. А сколько учебных видеодисков и флешек с уроками я разослал по России и за рубеж! Конечно, лучше всего заниматься с педагогом. Но если этого нет, то какой выбор? Среди моих интерактивных учеников есть те, кто после просмотра видео-уроков научился играть на гармони базовый набор известных мелодий, а потом стали учиться у преподавателей и развиваться дальше. Моя видеошкола — это хороший музыкальный трамплин в освоении гармони. Например, Максим Дробышев из Вологды сейчас участвует в конкурсах, даже лауреатом становился - Как вы относитесь к обучению игре на гармони не по нотам, а по цифрам? Когда каждая клавиша обозначается цифрой, и даже человек без подготовки может что-то сыграть? - Да, обучение по цифрам – это просто, особенно для начинающих или совсем маленьких. Но для детей постарше лучше начинать сразу с нот. Цифры для гармони – вовсе не новинка. Первые самоучители игры на гармони появились в конце XIX – начале XX века, и были как раз на такой основе, потому что тогда практически не было профессиональных гармонистов. Обучение по цифрам просто устарело. Ноты – универсальный музыкальный язык, благодаря которому можно сыграть произведение на любом музыкальном инструменте. - Как вы относитесь к творчеству Игоря Растеряева и его феноменальной популярности? - Во многом положительно. Его первый клип «Комбайнёры» мне понравился. Парень записал душевную песню, выложил в Сети. Но когда же он стал концертировать, то стало немного обидно, поскольку это всё-таки примитивизация инструмента. Он ведь не профессиональный гармонист – актёр по образованию, исполнитель авторских песен. Но всё-таки то, что он выбрал гармонь, – это хорошо. Ко мне приходят и говорят, что они заинтересовались гармонью благодаря Растеряеву, но поняли, что этот инструмент может больше, и хотят учиться дальше. Растеряева в этом плане вполне можно сравнить с Высоцким, благодаря песням которого многие захотели играть на гитаре. Слышишь – значит, есть слух - Насколько важен для обучения сам инструмент? Случалось ли, что из-за плохого инструмента люди бросали обучение? - Да. Родители, которые отдают ребенка в музыкальную школу, часто покупают некачественные инструменты. Неизвестно ведь, сколько продлится детский интерес. Но важно понимать, что учиться игре на музыкальном инструменте сложно. А уж если к этому добавляются проблемы с самим инструментом, о каком интересе может идти речь? - Что нужно, чтобы быть хорошим гармонистом? - Если говорить действительно о хорошем музыканте, то важны артистичность и особая пластичность. Пластичность - это способность быстро переключаться с одного жанра на другой, с лирической медленной темы на яркую динамичную, моментально перевоплощаться. - Часто люди сами ставят себе приговор или соглашаются с теми, кто им говорит: «Не берись, у тебя же слуха нет». - Всё зависит от того, насколько человек согласен работать, заниматься каждый день. Правы те, кто говорит, – если слышишь звуки, то и слух есть. В том числе музыкальный. Просто не всё даётся сразу. Тот, кто готов принуждать себя к труду, а порой приходится именно принуждать, в конце концов становится профессионалом. Ведь так во всём, не только в игре на гармони, а в любом деле.