История, культура и терминалы: как в Нижегородской области будут продвигать народные ремесла
Фото Александра ВоложанинаИстория, культура и терминалы: как в Нижегородской области будут продвигать народные ремеслаВдохнуть новую жизнь в традиционные художественные промыслы и привлечь в регион туристов – эти тесно взаимосвязанные задачи обсуждались на открытой дискуссии на площадке Нижегородского областного информационного центра. По мнению собравшихся, сотрудничество предприятий-производителей, туроператоров и региональной власти позволит вывести на новый уровень как народные промыслы, так и туристический бизнес. Вот только как сделать его наиболее эффективным? Русский сувенир Сегодня мало кто пользуется в быту расписными деревянными солонками и ложками. И если раньше в каждом детском саду были стульчики и столики с хохломской росписью, а в каждой семье стояли на видном месте хохломские наборы, то сейчас прикладное значение народных промыслов утрачено. – Но для того чтобы народные промыслы жили, их нужно использовать не только как сувениры, но и в повседневной жизни, – считает член правления Торгово-промышленной палаты Денис Лабуза. – Например, использовать стилистику народных промыслов в интерьерах кафе, ресторанов, гостиниц. Создавать новые линии продукции: керамическую посуду, расписанную хохломой, гипюровые абажуры, шали. Художественные промыслы должны быть узнаваемыми молодым поколением, только тогда к ним появится интерес. По количеству различных промыслов Нижегородская область занимает первое место в России. Семёновская золотая хохлома, городецкая роспись, казаковская филигрань, борнуковская резьба по дереву, чкаловский гипюр – всего 24 разновидности ремесёл представлены в регионе. – Народные художественные промыслы не только товар, но и культура, – отмечает директор по развитию Нижегородского областного информационного центра Екатерина Чудакова. – И люди, которые приезжают к нам из других регионов и других стран, с удовольствием будут погружаться в нашу красоту. Но, к сожалению, туристы, которые заказывают экскурсии, изначально мало знают о том, что в нашем регионе есть такие места, где можно познакомиться с традициями старинных промыслов. По словам директора нижегородского турагентства «Роза ветров» Марии Свиридовой, туристы нередко удивляются, что узнаваемые городецкий промысел и хохломская роспись находятся в Нижегородской области. И мало кто знает о других промыслах, которые есть в нашем регионе. Купи-продай Туроператоры сетуют, что продукцию народных художественных промыслов можно купить в основном только на самих предприятиях-производителях. Хотя самый популярный маршрут у туристов – это кремль. Но именно здесь продукция нижегородских народных мастеров представлена весьма скромно и по завышенным ценам. – Продавать сувениры народно-художественных промыслов нужно по всем маршрутам следования туристов, начиная с Нижегородского кремля, – считает эксперт, общественный деятель Виктория Катамашвили. – И обязательно должна быть пропаганда в хорошем смысле слова наших народных промыслов. Нельзя любить то, чего не знаешь. О том, что во всех туристических центрах должен быть весь ассортимент продукции народно-художественных промыслов, говорит и директор Нижегородского туристско-информационного центра Сергей Яковлев: – Ни один турист не должен уехать из Нижегородской области без сувенира народно-художественных промыслов. У нас меньше года осталось до 800-летия Нижнего Новгорода, поэтому эти вопросы нужно решать сейчас. Ведь от того, как мы проживём юбилейный год, зависит, какими будут для нас последующие годы. К сожалению, даже с экскурсий на сами предприятия народно-художественных промыслов туристы зачастую уезжают с пустыми руками. В основном из-за неправильной организации торговой точки: не принимают оплату банковской картой, не могут сдать сдачу с крупной купюры или товары не разложены, а свалены в одну кучу. – Почему, например, не представлять дорогостоящие изделия из льна в развёрнутом виде, чтобы показать всю их самобытность? – задаются вопросом представители туркомпаний. – И почему не разместить место продажи сувениров не в полутёмном тесном помещении, а в светлом просторном зале, которое используется только для проведения совещаний? Есть претензии у туроператоров и к отсутствию штрих-кодов на упаковке продукции, и к самому внешнему виду коробок и обёрток. К слову, фирменной упаковкой с брендом изготовителя могут похвалиться едва ли не два-три предприятия НХП. Наконец, как считают эксперты, росту популярности НХП могла бы поспособствовать правильная подача товара – через историю и культуру. – Мы живём в XXI веке, поэтому продавать нужно не столько сами предметы, сколько информацию, – поделилась своим видением проблемы исследователь народно-художественных промыслов Нижегородской области Анна Елистратова. –Надо учиться продавать легенды и мифы, эстетику самого места, где есть народно-художественные промыслы. Учиться продавать эмоции.Топ-5 самых посещаемых туристами мест народных художественных промыслов 1. Семёновская фабрика «Хохломская роспись». 2. Городецкий «Город мастеров». 3. Чкаловская фабрика «Гипюр». 4. Богородский центр развития гончарного искусства. 5. Камнерезная фабрика «Борнуковская пещера». На четвёртый этаж за прекрасным Отдельной темой обсуждения стало состояние музеев народных художественных промыслов. Например, на главной улице Нижнего Новгорода есть музей народных промыслов, экспозиция которого уже 40 лет находится в неприспособленном помещении. – В этом музее богатейшая коллекция костюмов народов Нижегородской области, – отмечает директор экскурсионного бюро «Нескучный Нижний» Александра Шарова. – Ведь в нашей области самые разнообразные типажи народных костюмов по сравнению со всеми другими российскими регионами. Но музей находится на четвёртом этаже, лифта нет, а половина каждой туристической группы не может обычно подняться туда по лестнице: среди экскурсантов бывают и беременные женщины, и люди с повышенным давлением, много пожилых гостей. Однозначно требуется перевести музей в помещение на первом этаже с доступной средой. Среди предложений, которые выдвигались на дискуссии, были и выпуск туристических буклетов, и создание небольших магазинов – монобрендов, и организация аукциона высокохудожественных произведений, и разработка сайтов музеев и предприятий НХП на двух языках. И даже предложение с выходом на федеральный уровень – запретить ввоз в страну поддельных китайских матрёшек и другой сувенирной продукции, имитирующей наши народные промыслы. — Надо запретить на законодательном уровне ввозить в страну поддельные сувениры, имитирующие народно-художественные помыслы, — считает член правления торгово-промышленной палаты Денис Лабуза. — Чтобы не получалось так, что китайские туристы в наших аэропортах покупали бы китайских же матрешек и контрафактные ложки. Иностранным гостям сложно самостоятельно отличить подделку от подлинных изделий народно-художественных промыслов. Все предложения, прозвучавшие на круглом столе, занесены в резолюцию и будут рассматриваться совместно с администрацией города и региональными властями. И, как надеются производители, выльются в конкретные решения.