"Видеть музыку". Якутский эксперимент
Один из таких спектаклей – привезенная Якутским театром оперы и балета имени Д. К. Сивцева – Суоруна Омоллоона музыкальная комедия в двух действиях Владимира Ксенофонтова "Поспешивший". Либретто Н. Неустроева в шуточном формате рассказывает и незадачливом селянине Иване Удалом, который при живой жене решил по неведению и легкомыслию вступить в новый брак, морочил голову и невесте, и ее родственникам, а в итоге оказался у "разбитого корыта" — и новую семью не обрел, и старую потерял. Спектакль в постановке Прокопия Неустроева появился в репертуаре Якутской Оперы в июне 2017-го, а показ в столице прошел на сцене Центра оперного пения Галины Вишневской. Определить жанр нового произведения весьма не просто. На афише оно заявлено как музыкальная комедия – произведение действительно чередует музыкальные номера (преимущественно вокальные) с разговорными диалогами или даже целыми драматическими сценами. В то же время их компоновка необычна: опус начинается как полноценная опера, с увертюры, и достаточно долго поначалу действие имеет сугубо музыкальное изложение – герои изъясняются лишь посредством пения, оркестр обрисовывает характеры персонажей, пытается нам сказать об их взаимоотношениях. Потом музыка вдруг внезапно обрывается и весьма надолго, и следует продолжительная драматическая сцена, где не звучит ни одной ноты. Также внезапно музыка возвращается вновь: аналогичной логики автор придерживается и во втором акте своего произведения. Представляется, что "Поспешивший" занимает некое промежуточное положение между оперой и опереттой, выдержанной в ярко выраженном национальном стиле. Музыка Ксенофонтова поначалу кажется яркой и колоритной, базирующейся на музыкальном фольклоре северного народа. Но постепенно замечаешь ее существенный недостаток – отсутствие развития, как музыкального, так и драматургического (очевидно, что одно с другим тесно связано): она словно топчется на месте, назойливо повторяя одни и те же обороты, музыкальные формулы, способы звукоизображения что в сольных вокальных высказываниях, что в инструментальном сопровождении. Музыкальный материал беден идеями, он слабо разработан, оттого монотонен и однообразен. Якутская опера. Сцена из музкомедии "Тиэтэйбит". Фото: пресс-служба фестиваля "Видеть музыку" Вследствие этого внимание естественным образом переключается на драматическую сторону спектакля. Он поставлен в утрированно гротескной эстетике, когда лубочное изображение крестьянского быта обострено почти до степени фарса. Актерский рисунок ряда персонажей, прежде всего главного героя Ивана Удалова, наполнен обостренным комикованием. В целом у спектакля очень силен элемент народного, балаганного театра. Этому способствует и реалистически-примитивистское оформление сцены Марьяны Оконешниковой, а костюмы нарочито антиэстетичны. Спектакль идет на якутском языке, весьма фонетически сложном для восприятия в варианте пения. Пение солистов сочетает элементы академического вокала и народного исполнения с постоянным использованием открытого звука. Удивительно, но в таком пограничном варианте работают солисты оперного театра, в репертуаре которого наряду с национальными музыкальными спектаклями – полно мировой классики. Наиболее близки к эстетике бельканто в этих условиях оказываются две меццо-сопрано – Айталина Афанасьева-Адамова (Марина) и Зинаида Колодезникова (Авдотья), в то время как вокал Александра Донского (Иван Удалой), Григория Петрова (Семен Гундосый) и др. ближе к фольклорному пению. Музыкальное руководство осуществил маэстро Алексей Унаров. Оркестру театра порой не хватает слаженности и слитности звучания, однако контакт с солистами в целом получается, поэтому как аккомпанирующая единица инструментальный коллектив выглядит вполне удовлетворительно. В былые годы Якутский театр оперы и балета привозил в столицу и русскую классику ("Бориса Годунова", "Князя Игоря"), и классику национальную ("Ньургун Боотур" М. Жиркова и Г. Литинского), и современные оперы ("Александр Македонский" и "Кудангса Великий" Владимира Кобекина), и всегда это был достаточно высокий исполнительский уровень. Опыт с национальной музыкальной комедией свидетельствует о том, что театр только еще осваивает подобный репертуар.