Андрей Шацков: У нас есть своя поэтическая Библия

В ноябре произойдет событие, которого ждут все любители стихосложения — выходит новый номер ежегодного альманаха «День поэзии». Корреспондент «Вечерней Москвы» поговорила с главным редактором сборника, поэтом Андреем Шацковым. — Андрей Владиславович, вы уже много лет подряд собираете поэтов под крышей альманаха, проделывая огромную подвижническую работу. Какой в этом смысл? Сохранить память о литераторах XX века, поддержать публикациями нынешних авторов, найти новые имена? — Альманах держится на трех людях: это Михаил Юрьевич Лермонтов — президент Ассоциации лермонтовского наследия и глава рода Лермонтовых, бренд альманаха принадлежит ему. Главный меценат альманаха — предприниматель Дмитрий Мизгулин, сам прекрасный поэт. Он недавно получил премию «Золотой витязь» в номинации «Поэзия». И ваш скромный слуга. Изначально смысл возрождения издания был в том, чтобы поддержать российскую поэзию, которая в конце 1990-х — начале 2000-х очень сильно просела, ушла с эстрады, перестала звучать на кухнях. Важно было, чтобы не прервалась связь поэтических поколений, чтобы, как сказал Симеон Гордый, «не угасла свеча нашего дела». И у нас получилось. Получилось стать корнем отечественной поэзии, который из старой почвы вырастил новые имена. Альманах делается в форме здорового консерватизма, его обложки похожи на прежние, все поэты-ветераны неизменно печатаются, чтобы училась молодежь. И каждый год появляется много новых имен. Пусть простят меня за сравнение, но для нас альманах «День поэзии», который выходил до 1990 года, — это «Старый Завет», а который был возрожден в 2006 году — «Новый Завет». А вместе оба «Завета» составляют отечественную поэтическую Библию. — По какому принципу отбираете поэтов? — Критерии очень просты: стихотворение должно быть в рифму написано, с соблюдением размера. Стараемся придерживаться поэтической классики. Важно, чтобы в стих были вложены чувства. Вообще качество стихов и уровень поэта видны по первым строчкам. Есть такое выражение — нас, поэтов, в России несколько тысяч, а имя у всех одно — поэт, и только единицы из нас имеют право на имя собственное. Со мной последние два выпуска работает Геннадий Красников, это поэт и один из лучших критиков в России. Он знает всю молодежь. — Как вы оцениваете современное состояние российской поэзии? — Заканчивается эпоха послевоенного ренессанса в стихах поэтов, рожденных до, во время, после войны. «В 50-х рождены войны не знавшие, но все же…» А молодые поэты появляются тяжело и медленно. Но сейчас их приток увеличился. В новом номере, который объединил 2018–2019 годы, очень много молодых провинциальных поэтов. Считаю, что мощное возрождение поэзии начнется с провинции. Там выше заинтересованность именно в поэтическом творчестве. — Что еще ждет читателей нового «Дня поэзии»? — Он вышел толще своих собратьев, более 500 страниц, никогда такого не было. Четверть сборника составляет литературная критика, мемории и памятные даты. За последние два года от нас ушло много прекрасных поэтов — Андрей Дементьев, Лариса Васильева, Анна Саед-Шах, Глеб Горбовский и другие, мы их вспомним. Раздел литературоведения посвящен нашим классикам, у которых были юбилеи, — Тургеневу, Пушкину и Крылову. Отмечу, что прозаическая часть альманаха достойна войти в золотой фонд литературоведения. Считаю, что в каждой школе и библиотеке должно быть по экземпляру нашего альманаха. — Процент талантливых и гениальных поэтов в обществе всегда один во все времена. Поэты всегда будут, но от чего зависит, узнаем мы о них или нет? Лучшие умы гадают, как понять, кто прославится, а кто останется в забвении. Советская власть давала известность своим поэтам, а в постсоветское время стало очень трудно пробиваться. Поэтому публикация в журнале — это в любом случае хорошо, а «День поэзии» — это праздник всех поэтов! Читайте также: Яхина о сериале «Зулейха открывает глаза»: Это очень смело — оставить такую первую серию в эфире

Андрей Шацков: У нас есть своя поэтическая Библия
© Вечерняя Москва