Рецензия: плейлист «Лучшее: «Мумий Тролль»
2019, Яндекс.Музыка Оценка: 9 из 10. Недавно лидеру группы «Мумий Тролль» Илье Игоревичу Лагутенко исполнился 51 год, и плейлист лучших песен коллектива стал своеобразным подарком Яндекс.Музыки имениннику и его поклонникам. А для нас это стало поводом поразмышлять о месте «Мумий Тролля» в истории российской поп-рок-музыки. «Детский» владивостокский период в расчёт не берём - о нём мы можем судить только по впоследствии переизданным ранним песням. Все узнали о группе со странным названием «Мумий Тролль» двадцать с небольшим лет, когда в свет вышли клипы «Кот кота» и «Утекай». Видео тоже были странными, как и ужимки обаятельного солиста - хотя, пожалуй, визуальные решения клипмейкера Михаила Хлебородова не казались какими-то уж сверхоригинальными для 90-х годов. И «Мумий Тролль» сначала казался одним из многих дерзких новичков - но очень скоро он уже был нужен всем. Весной 1997 года группа выпустила мегауспешный дебютный альбом «Морская», после чего была приглашена на «Максидром» - но выступить там не смогла, ибо у команды ещё не было концертного состава. За кулисами фестиваля за лукаво улыбавшимся Лагутенко бегало больше журналистов, чем за музыкантами, участвовавшими в «Максидроме». Потом была «мумиймания»: бесконечные гастроли, разные рекламные придумки с тайными концертами и зашифрованными названиями альбома, а главное - миссия законодателей новой музыкальной моды. От Ильи Лагутенко требовали ясности: «Кто вы - рок- или поп-группа?» Не моргнув глазом, он придумал ответ «рокапопс», и полтора десятилетие этим термином обозначали всё, что находилось на стыке развлекательной поп-музыки и рок-энергетики. У «Мумий Тролля» появились сотни последователей разной степени успешности - и сейчас слово «рокапопс» забылось, но музыканты-дебютанты точно знают, что не обязательно подстраиваться под существующие форматы, а можно смешивать разные жанры или придумать собственный. «Мумий Тролль» тоже никуда не делся, только из главной группы своей эпохи он превратился в один из многих коллективов, а новое поколение, видимо, числит Лагутенко и Ко по категории ретро. Да что там новое! Приступая к знакомству с плейлистом самых популярных треков «МТ», я был уверен, что львиную долю треков там составят композиции с первых двух пластинок, и оказался неправ. Песни разных периодов распределены почти равномерно, но самое удивительное - что это на самом деле вполне справедливо. Именинный подарок Яндекс.Музыки напомнил об одной вещи, которую многие упускают: может быть, за эти годы изменилось место «Мумий Тролля» в музыкальной табели о рангах, но не изменилось насмешливое отношение Лагутенко ко всем этим чартам и его суперспособность сочинять отличные песни. С «Владивостоком 2000», «Медведицей», «Новой луной апреля», «Дельфинами» и «Такими девчонками» давно всё ясно - но из сборника «Лучшее» ничуть не выпадают гораздо менее привычные «Контрабанды», «Отв. за романтику», «Лето без интернета». Может быть, альбомы, где выходили эти песни, в отличие от «классики», не вызывают желания многократно их переслушивать, но отдельные синглы «МТ» по-прежнему хороши. Алексей Мажаев, InterMedia