«Дворцовый переворот» в Хакасии: останется ли у Коновалова реальная власть над республикой?
Царствовать, но не править Начнем с самой радикальной версии произошедших событий. Некоторые хакасские СМИ поспешили окрестить случившееся на сессии верховного совета «маленьким дворцовым переворотом». Куда более осторожно описал эти события экономист Евгений Мамаев, хотя фактически при этом говорил о том же самом: «Некоторую тревогу вызывает складывающееся впечатление, что реальная власть в республике переходит от Коновалова к Миронову». Некомпетентность Валентина Коновалова, мнимая или реальная, и его слабость как управленца давно уже стали притчей во языцех. И, как считают многие, теперь, после того как глава администрации Коновалова Николай Миронов был утвержден в должности первого зама Коновалова, а сама администрация главы Хакасии фактически стала частью аппарата республиканского правительства, именно Николай Миронов станет реальным, фактическим главой республики. Новый статус, которым наделил его верховный совет, позволит ему контролировать практически все финансовые потоки Хакасии. И, по мнению Евгения Мамаева, ожидаемое «правление Миронова» вряд ли как-то радикально изменит ситуацию с бедственным экономическим положением Хакасии, поскольку управлять реальной экономикой хакасский серый кардинал попросту не умеет: «Настораживает отсутствие в биографии Миронова опыта практической работы на производстве, в бизнесе или других сферах реальной экономики. Безусловно, биография Миронова богата на различные руководящие должности, но подавляющая их часть относится к теоретической, кабинетной работе. В должности первого зама хотелось бы видеть человека, прошедшего хорошую школу работы «в полях». Такой человек мог бы компенсировать некоторый недостаток практического опыта работы у главы республики». Сам Валентин Коновалов, как считают адепты теории «дворцового переворота», будучи фигурой изначально непредвиденной, вознесенной на олимп власти волею случая, теперь превратится в фигуру сугубо номинальную, исполняющую функции исключительно представительские. Уподобился конституционному монарху, который царствует, но не правит. Политтехнолог Михаил Верхотуров напоминает, что серый кардинал Хакасии и ранее был не слишком-то почтителен по отношению к своему номинальному руководителю: «Николай Миронов – очередной варяг, который допустил ряд циничных высказываний о своем непосредственном руководителе, говоря о невыполненных обещаниях Коновалова». Ряд хакасских СМИ в своих публикациях истинным автором новой конфигурации власти в республике называют члена ЦК КПРФ Валерия Рашкина, который еще совсем недавно считался вторым лицом в партии и преемником Геннадия Зюганова – до взлета Павла Грудинина. Николая Миронова называют протеже Рашкина. Остается лишь добавить, что Николай Миронов в своих действиях демонстрирует «газообразное поведение» – стремится заполнить весь свободный объем. Напомним, что большой политический скандал в Хакасии вызвало решение Валентина Коновалова назначить Миронова куратором Абакана после трагической гибели в ДТП мэра города Николая Булакина. Буквально сразу же после оглашения этого решения мэрия Абакана поспешила выступить с заявлением, что ни в каких кураторах не нуждается и все городские проблемы способна решать сама – как и при покойном Булакине. От любви до ненависти Итак, 30 октября Верховный совет Хакасии под председательством Владимира Штыгашева проголосовал за новый статус администрации главы республики – она сливается с аппаратом правительства и официально становится частью исполнительной ветви власти. Подобное поведение спикера республиканского парламента неизбежно заставляет вспомнить известное выражение о способности переобуваться в полете. Еще совсем недавно, в июле 2019-го, Штыгашев публично и крайне жестко атаковал администрацию главы республики: «Она кто вообще – администрация главы Хакасии? На каком основании мы ее содержим? Счетная палата ни разу нам даже замечания не сделала. Мы незаконно финансируем администрацию на сегодняшний день. Можно возбуждать уголовное дело и привлекать всех виновных в этой части лиц». Штыгашев и поддерживавшие его политики, например, председатель мандатной комиссии и комиссии по вопросам депутатской этики ВС РХ Денис Бразаускас, говорили о том, что администрация главы республики официально не входит ни в одну ветвь власти – ни в исполнительную, ни в законодательную. Формально они при этом были абсолютно правы. Однако следует помнить, что администрация главы республики как политический институт в Хакасии была создана предыдущим главой региона – Виктором Зиминым. И при нем у Штыгашева и его союзников не было никаких возражений против неопределенного статуса администрации, это воспринималось как должное. Верховный совет под руководством Штыгашева законодательно утвердил администрацию главы республики как часть исполнительной власти – аппарата правительства. По мнению хакасского политолога и публициста Александра Мяхара, это решение было выгодно и главе администрации Миронову, и главе верховного совета Штыгашеву: «Администрация главы Хакасии по сути прекращает свою деятельность в качестве отдельной структуры и вливается в правительство Хакасии на правах отдельной, обособленной единицы аппарата. То есть верховный совет частично приобретает влияние на аппарат. Все стороны (и исполнительная, и законодательная власть) так или иначе получили то, что хотели». В пользу версии, высказанной Мяхаром, говорит и тот факт, что нападки Штыгашева на администрацию Коновалова прекратились после того, как в середине августа ее возглавил Николай Миронов. У экономиста Евгения Мамаева изменение статуса администрации главы Хакасии вызывает лишь недоумение: «После множества заявлений о незаконности работы администрации и обещаний ликвидировать ее она в конце концов получила легальный статус в качестве полноценного органа исполнительной власти, осуществляющего организационное, материально-техническое, консультационное и экспертное обеспечение полномочий главы Республики Хакасия. Создание отдельного органа власти для выполнения указанных задач вызывает недоумение, но именно такие задачи определены законом для администрации». А что с деньгами? Еще одно громкое назначение, сделанное депутатами верховного совета 30 октября, – и. о. главы правительства республики и министр финансов Ирина Войнова назначена заместителем главы региона. А первым заместителем, напомним, стал Николай Миронов. Таким весьма заковыристым образом фактического главу республиканского правительства сделали подчиненным Миронова. Экономист Евгений Мамаев напоминает, что именно Войнова фактически руководила экономикой Хакасии: «До последнего времени она занимала пост министра финансов, но, несмотря на отсутствие статуса заместителя главы Хакасии, обладала достаточной властью, так как в условиях хронической нехватки средств в бюджете зачастую именно она решает, куда будут направлены деньги, а кому суждено и дальше ждать своей очереди». Того же мнения придерживается и Александр Мяхар. По его словам, Войнова в нынешних условиях просто незаменима: «Уверен, именно ее назначение замом главы республики не вызывало абсолютно никаких противоречий у всех политических сил. Она одна из немногих, кто работает в реальном секторе экономики и имеет авторитет и у управленческой элиты, и у «Единой России», так как она эффективно работала при Зимине, и у КПРФ – так как на ней сейчас в основном держится конструкция работы минфина и минэко. Конечно, ее влияние на минэко еще негласно. Но после ее новоприобретенного статуса зама можно даже ожидать в будущем возврат к модели единого министерства – министерства финансов и экономики, как собственно уже было в истории республики». Человек-компромисс Третье назначение, сделанное на сессии Верховного совета Хакасии, возможно, не такое громкое, как утверждение Миронова и Войновой в статусе замов Коновалова, но, по мнению экспертов, также знаковое. Речь идет о Василии Кудашкине, который был переназначен на должность республиканского бизнес-омбудсмена. По словам Михаила Верхотурова, назначение Кудашкина – еще одно свидетельство того, что реальная власть ускользает из рук Валентина Коновалова: «Необходимо вспомнить о том, что изначально сам Коновалов лоббировал своего политического оппонента – Александра Мяхара. И его кандидатура, которая была согласована на уровне Бориса Титова, не прошла в ВС РХ. Это говорит о слабости Коновалова, который не смог «продавить» своего кандидата. Теперь история закончена лишь благодаря воле депутатов парламента Хакасии, которые понимали, что больше кандидатур в ближайшее время не предвидится». Бывший соперник Кудашкина Александр Мяхар также считает, что новый-старый бизнес-омбудсмен Кудашкин – фигура сугубо компромиссная и, по большому счету, удобная для всех: «Утверждение Кудашкина бизнес-омбудсменом республики является неким компромиссом политических сил и расчисткой путей для Ирины Войновой. Если оглянуться назад, то самое первое назначение Кудашкина бизнес-омбудсменом 5 лет назад, при Викторе Зимине, воспринималось именно как необходимая по реестру должность номинального назначения, которая ни на что не влияет, но, как говорится, быть должна. В этом смысле Кудашкин очень хорошо с этой ролью справлялся 5 лет. 64 рассмотренных обращения в год – это, по его словам, результат, которым он гордится. При этом сухая статистика показала, что при его «номинальном присутствии» бизнес в Хакасии стал переживать свои наихудшие времена. Кудашкин нужен и дальше именно таким, каким и был, то есть никаким – минимум присутствия и влияния на что-либо. Роль работы с бизнесом и всей экономикой отведена другому человеку – Ирине Войновой». У штурвала «Титаника» По мнению экспертов, все громкие назначения и решения, принятые на сессии Верховного совета Хакасии, не более чем аппаратные игры, которыми занята элита региона, переживающего жесточайший экономический кризис. Да и настоящие, серьезные аппаратные сражения, по мнению Александра Мяхара, еще впереди: «Те решения, которые бы реально показали силу или слабость тех или иных политических сил в республике, на сессии не принимались. Речь идет о проектах по налогу на имущество организаций, по налогу на прибыль для отдельных налогоплательщиков и о регулировании отдельных вопросов при реализации региональных инвестпроектов. Еще 10 октября профильный комитет ВС на своем заседании пытался привести к единому знаменателю поправки и замечания к этим документам, однако в итоге правительство отозвало законопроекты». Мрачной видится ситуация и Евгению Мамаеву: «В целом все эти назначения вызывают один закономерный вопрос – какие стратегические цели преследуются указанными кадровыми решениями? Складывается ощущение, что конкретной стратегической цели нет, а назначения стали результатом аппаратных игр и сделаны исходя из наличия персоналий, оказавшихся в ближнем круге губернатора. Кто-то усилился, кто-то отошел на второй план. Но язык не поворачивается сказать, что эти назначения продиктованы необходимостью развития экономики республики, решением вопросов с наполнением бюджета. И это на фоне снижения доходов республиканского бюджета на 2,8 миллиарда рублей в сравнении с 2018 годом! Занятость Коновалова кадровыми вопросами, узакониванием администрации – это своего рода передвигание стульев на фоне разыгравшегося финансового кризиса, когда республика вынуждена официально просить деньги у федерального центра. Таков символический итог первого года работы нашего губернатора. И нельзя сказать, что ему особо есть чем похвастаться». Фото: управление пресс-службы и информации главы Республики Хакасия