Войти в почту

Наталия Фишман, помощник Президента Республики Татарстан, рассказала о молодежной архитектурной биеннале

После архитектурной биеннале, собравшей лучших специалистов области, корреспондент ИА «Экспресс-Новости» пообщался с организатором мероприятия. Спикер – Наталия Фишман, помощник Президента Республики Татарстан, директор Второй Российской молодежной архитектурной биеннале. - Какой была основная тема Второй Российской молодежной архитектурной биеннале? - Биеннале была посвящена переосмыслению промышленных пространств. Финалисты должны были разработать проекты обновления промышленных территории в Казани. Мы поделили участников на две группы. Первая работала с заводом «Сантехприбор», который близок к центру, находится рядом с береговой линией посреди богатого природного ландшафта. Один из его фасадов - объект культурного наследия. Вторая группа работала с портовым элеватором. В отличие от «Сантехприбора», объект не имеет культурной или исторической ценности, зато у него отличное местоположение - на берегу Волги, рядом с Речным портом, в центре города. Это требование времени, когда необходимости в некоторых производствах уже нет. И лозунг «Перевыполним план в кратчайшие сроки!» сменил другой: «Обновление любой ценой!». Во-вторых, промышленные пространства - это здания с проведенными коммуникациями, что в разы упрощает вопросы эксплуатации. А, в-третьих, это часть нашей истории и советской идентичности. Промзона - привычное слово в обиходе жителей постсоветского пространства и еще более привычный элемент городского пейзажа. На примере того, как переделали Винзавод в Москве или шахту Цольферайн по добыче угля в Германии, которая стала парком и музеем, нужно обновлять промышленные пространства, придумывать для них новые функции и давать шансы на новую жизнь. Тогда они могут стать катализаторами развития ближайших районов и всего города. - Какие проекты молодых архитекторов вышли в призеры? Что особенного должно было быть в проектах-победителях? - Участники должны были самостоятельно провести небольшое исследование промышленного объекта: проанализировать участок, вникнуть в его социально-градостроительный процесс, понять запрос горожан и придумать решение. У проектов-победителей должна была быть максимально применимая бизнес-модель и, конечно же, качественная архитектура. У нас были сформированы 3 критерия оценки работ участников: проект должен демонстрировать понимание промзоны как исторического ландшафта, которые можно трансформировать; участники должны привести аргументы на основе своих расчетов, исследований, что новые функции территории будут гарантировать преобразование в долгосрочной перспективе; работы должны отражать принципы бережного отношения к историческим постройкам и идею оживления пространства. Проекты, в которых учтены все эти критерии, и стали победителями. Так, за проект «Сантехприбор» «золото» получил Александр Аляев, который предложил принципиальную трансформацию градостроительной структуры территории в пользу максимальной проницаемости и доступности. Еще одно «золото» за проект «Элеватор» у творческого объединения ЛЕТО. Они предусматривают развитие этой территории в соответствии с градостроительными принципами исторического центра с плотной многофункциональной застройкой средней этажности. - Расскажите про состав жюри. Как выбирали экспертов? - Все довольно просто - мы выбрали ярких представителей архитектурного мира. Например, Кристин Файрайз, которая оценивала работы участников биеннале, основала первую независимую международную архитектурную галерею AEDES и была в жюри Притцкеровской премии, Филип Юань получил золотую награду Архитектурного общества Китая и вообще является одним из самых известных китайских архитекторов, и Михил Ридейк, который основал бюро Neutelings Riedijk, ставшее за 25 лет работы одним из самых известных в Нидерландах. При этом все эксперты международные. Мы хотим, чтобы российские молодые архитекторы стремились к зарубежным стандартам, ведь им решать, как будут выглядеть города в будущем. В этом году, наравне с мировым экспертами, в состав жюри вошли три победителя первой биеннале: бюро CITIZENSTUDIO в лице Михаила Бейлина и Даниила Никишина (они будут голосовать, как один человек), серебряный призер первой биеннале Надежда Коренева и бронзовый призер, руководитель мастерской FUTURA architects Олег Манов. - Каждый год жюри обновляется? - Да, неизменным остается куратор - Сергей Чобан, руководитель архитектурного бюро SPEECH и управляющий партнер бюро Tchoban Voss. В прошлом году в жюри были: Киис Каан, основатель бюро KAAN Architecten и Claus en Kaan Architecten, Кристос Пассас, исполнительный директор бюро Zaha Hadid Architects, Миккель Фрост, основатель и управляющий партнер бюро CEBRA, Юлий Борисов, основатель и партнер бюро UNK project, Юлия Бурдова, основатель и партнер архитектурной мастерской Buromoscow, и Александр Цимайло, основатель и партнер бюро «Цимайло Ляшенко & Партнеры». - В этом году был впервые организован проект для учащихся 9-10 классов архитектурных школ. Как пришла идея создания такого конкурса? - Мы будем жить в городах, которые они придумают, и интересно посмотреть, что они готовы предложить уже сейчас. Специально для биеннале ребята разработали проект школы искусств, в которой хотели бы учиться. Золотой и серебряный призер поедут в Берлин вместе с Сергеем Чобаном. Мы должны помогать детям развиваться, поэтому в Берлине они посетят лучшие архитектурные бюро и увидят самые значимые постройки нашего века, а на биеннале участники увидели работы других таких же талантливых детей и получили обратную связь от экспертов. - На что способны юные архитекторы? - Невозможно предугадать, на что способна детская фантазия. Ребята представили 10 собственных архитектурных проектов, иллюстрирующих комфортное, функциональное и визуально привлекательное образовательное учреждение - школу, в которой им самим хотелось бы учиться. Победителями стали Альмира Фаттахова из Детской архитектурной школы «ДАШКА» из Казани (золото) и Василий Говорун из школы №2054 из Москвы (серебро).

Наталия Фишман, помощник Президента Республики Татарстан, рассказала о молодежной архитектурной биеннале
© express-novosti.ru