Как руководить стартапом — пособие для начинающих предпринимателей
Принципы Потолок успеха стартапа определяется качеством его лидеров. Бизнес растет со скоростью развития своего руководителя. Не стоит затевать стартап, если у него нет руководителя, готового в приоритетном порядке заниматься развитием проекта. Чем шире становится поле деятельности компании, тем дальше ее основатель уходит от операционной работы в область стратегии, идей и абстракций. Главная задача руководителя — управлять людьми для эффективного достижения целей компании. Понимание того, в какую сторону двигаться, и фактическое движение с постоянной оценкой обратной связи намного важнее вылизанных стратегий. Стартап — это путь роста и поиска новых целей. Пока компания считает себя стартапом, она не боится пробовать новое, готова действовать нестандартно и допускать ошибки. Как только основным стремлением становятся стабильность и максимальный отжим чистой прибыли, компания начинает уходить в стагнацию. Единственно работающее воспитание сотрудников — личный пример. Портрет эффективного управленца стартапа: Стратег и визионер, способный видеть «лес за елками», умеющий ставить и достигать стратегические цели своего направления, поддерживающие цели компании. Лидер, умеющий собрать и скоординировать команду сильных профессионалов вокруг себя, способный зажечь и вдохновить их имеющимися задачами. Коммуникатор и дипломат, выстраивающий конструктивные горизонтальные коммуникации с руководителями и участниками других внутренних и внешних команд. Наставник, который вкладывается в своих людей, занимается их развитием и обучением, не допускает перегорания команды. Разумный администратор, умеющий структурировать и без лишней бюрократии формализовать процессы: написать регламент, составить бизнес-план, построить финмодель. Руководитель должен меняться по мере роста стартапа или менять себя на другого человека. Практика Шаг 1. Определить бизнес-процессы Часто, особенно на начальном этапе, основатели бизнесов сами берут на себя руководство проектом и выполнение ключевых операционных задач. На начальном этапе это нормальная и нередко единственно возможная практика, но уже сейчас вы должны строить работу так, чтобы в перспективе иметь возможность передать эту функцию, как и любую другую. Вам необходимо как можно раньше создать организационную структуру с ролями, целями и обязанностями. Сделайте это, даже если в компании работает только два человека. Шаг 2. Создать должностные инструкции для каждого сотрудника Для этого необходимо разделить выявленные бизнес-процессы по конкретным должностям и прописать должностные инструкции, а также план обучения новых сотрудников. Должностная инструкция включает: Общие положения, в том числе перечень того, что должен знать и уметь данный сотрудник: от правил внутреннего трудового распорядка до конкретных прикладных программ и сервисов. Функции. Должностные обязанности: — чем будет заниматься сотрудник (действия, выраженные в глаголах — разрабатывает, организует, контролирует, создает и т. д., 10—12 пунктов); — как быстро он должен отвечать на рабочие вопросы (например, по электронной почте в течение 24 часов, на сообщения в Slack — в течение 2 часов); — что дополнительно должен делать сотрудник (например, оптимизировать рабочие процессы для ускорения решения задач и создавать базу знаний по направлению). Права: запрашивать и получать от руководителей и других сотрудников подразделений компании информацию, необходимую для выполнения должностных обязанностей, знакомиться с приказами, распоряжениями, регламентирующими его деятельность, и проч. Ответственность: добросовестное, качественное и своевременное выполнение своих должностных обязанностей, соблюдение трудовой дисциплины и установленных стандартов работы и проч. Чтобы понять, какая команда вам необходима, нужно оценить специфику и трудоемкость бизнес-процессов. Если процесс напрямую не зависит от объема продаж (например, составление плана продаж), следует оценить общую месячную трудоемкость данного процесса. Если же процесс напрямую зависит от объема производства или продаж (например, выполнение определенных производственных операций или встречи с клиентами), то следует рассчитать трудоемкость производства одной единицы продукции или привлечения одного клиента и затем наложить это на планы производства и продаж для получения месячной трудоемкости данного процесса. Исходя из получившейся трудоемкости определите количество сотрудников, необходимое для выполнения каждой функции (оно может быть не целым числом, в таком случае задачи, не требующие глубоких специальных навыков, можно распределить между сотрудниками разных направлений). Количество необходимых сотрудников можно оптимизировать, если отдать какие-то процессы сторонним специалистам или организациям на аутсорсинг либо воспользоваться инструментами автоматизации или специальными интернет-сервисами. Шаг 3. Обеспечить поддерживающие IT-решения По состоянию на 2019 год для большинства диджитал-стартапов можно рекомендовать следующий набор решений по автоматизации бизнеса: Общий менеджмент: Асана, Basecamp, Notion, Битрикс24; Внутрикорпоративная коммуникация: Slack, Zoom, Skype, Hangouts; Файлохранилища и работа с облачными документами: Google Drive, DropBox, OneDrive; Управление командой разработчиков: Jira, Pyrus, YouTrack, Assembla, Readmine; CRM: AmoCRM, Pipedrive, Битрикс24. Шаг 4. Задать и поддерживать ритм коммуникаций Лучший инструмент для поддержания ритма — ежедневные и еженедельные короткие совещания. Ежедневные совещания (до 15 минут стоя или по скайпу). Структура: новости, ключевые показатели, проблемы. Еженедельные совещания (от 30 до 60 минут). Возможная структура: 5 минут — хорошие новости, 10 минут — цифры (по компании и сотрудникам), 10 минут — работа с отзывами, проблемами и историями сотрудников и клиентов, 10—30 минут — «скала» (один приоритетный вопрос), 5 минут — завершение (каждый участник должен сказать пару фраз). Еженедельные индивидуальные встречи с прямыми подчиненными (так называемые One'n'one's). Материалы для обсуждения: бюджет и финансовый план направления, OKR, опережающие показатели (индикаторы, влияющие на OKR, в том числе в долгосрочной перспективе), проекты/инициативы, операционный план (при необходимости), личный план развития (книги, тренинги и проч.). Ежемесячные совещания. Структура: сбор данных, обсуждение прогресса, понимание, что работает, а что — нет, обучение. Квартальные совещания. Выход на стратегический уровень, осмысление итогов прошедшего квартала, уточнение планов на последующие. Шаг 5. Больше делегировать Делегирование — важнейшее умение для управленца. Легкого пути нет. Любой навык приходится оттачивать годами. Только делегируя, вы сможете выбраться из-под вала ежедневных задач и заняться тем, что вам действительно интересно, а для вашего дела — действительно важно. Часто делегирование понимают следующим образом: «Найди кого-нибудь и просто скинь на него все задачи, которые не хочешь делать сам». Такой подход приводит только к тому, что задачи не выполняются или выполняются неправильно. Действовать нужно терпеливо и вдумчиво. Сначала вы должны достаточно хорошо разобраться в задачах, которые хотите делегировать. Вы не сможете обучить другого человека тому, чем не владеете. За руку проведите человека через процесс решения задачи. Терпеливо отвечайте на вопросы и разжевывайте мелочи, чтобы человек все запомнил, а главное — осознал. Когда сотрудник усвоит азы, дайте ему повторить процесс самостоятельно. Позвольте допускать ошибки, но пристально следите, чтобы они не стали роковыми. После этого вы можете начать отпускать человека и постепенно дать ему полную свободу. Время от времени он будет допускать промахи, но в штатных ситуациях сможет действовать самостоятельно. Георгий Соловьев, основатель Skyeng «Самый большой рывок случился, когда мы научились брать на руководящие позиции людей сильнее себя. Мы сделали это, потому что смертельно устали «микроменеджерить». Сначала мы звали людей из «Яндекса» и других больших компаний, заведомо считая, что там все крутые, но это оказалось не так. Нужно смотреть на человека, а не на лейбл. Потом поняли, что схема «вот тебе деньги, приходи и сделай нам чудо» не работает. Постепенно мы научились внедрять топ-менеджеров в компанию, обучать, совмещать их сильные качества с нашими возможностями, а не ждать от них чуда. Три важных качества руководителя. Первое — это проактивность. У топ-менеджера должно быть свое видение того, как нужно изменить компанию. Если ты, например, не встречался с ним месяц, то спустя это время ты должен увидеть результат — трансформацию и улучшения. Если все осталось по-прежнему, то, скорее всего, с этим менеджером придется расстаться. Второе — фулстек (от full stack developer — разработчик, который может принимать участие во всех этапах разработки продукта). Практика Skyeng — руководитель не должен чураться работы руками. Если человек принципиально отказывается делать такие вещи, то это — «звоночек». Третье — открытые зоны ответственности. Руководитель не перекладывает работу, которая нужна ему, на других. Нет логотипа? Бессмысленно говорить, что это недоработка отдела маркетинга. Пусть найдет фрилансера. Нет фрилансера? Пусть нарисует сам». Фото в материале и на обложке: Unsplash