Войти в почту

В кривых зеркалах. Разгадают ли когда-нибудь европейцы восточный характер?

Пятый день фестиваля молодых театров России прошёл интересно: на камерной сцене имени Татьяны Ожиговой в Омской драме состоялся моноспектакль «Иранская конференция» - актёр Центра имени Вс. Мейерхольда (г. Москва) Виктор Рыжаков читал пьесу Ивана Вырыпаева. Запад vs Восток Персонажи – европейские видные интеллектуалы и общественные деятели. Они собираются в Копенгагене на конференции, чтобы обсудить проблему, которую они называют «иранской»: проблему столкновения восточного религиозного сознания и традиционных укладов с западной либеральной идеологией. «Иранская конференция» – размышление на политическую тему о войне и мире, попытка обсуждения и поиска выхода из ситуации до предела накалившихся национальных конфликтов. Это верхний, общий смысловой слой. Глубже – калейдоскоп индивидуальных видений мира, из которого складывается западное мировосприятие. Каждый присутствующий на конференции имеет свой Абсолют: у кого-то это Бог, кто-то видит себя как систему, для некоторых самое святое – это права и свободы. Интеллектуалы высказывают свою точку зрения, пытаются самостоятельно докопаться до сути проблемы, но полученный результат далёк от цели. Уважаемые датчане рассматривают проблему через призму европейских ценностей, в результате занимаются самокопанием, самоопределением, самобичеванием и ни на йоту не приближаются к решению «иранского вопроса». Выныривая из этого потока сознания, зритель понимает, что настоящая цель конференция – желание европейцев понять себя и определить своё место в современном мире, а не понять соседей по земному шару и наладить мирные отношения. В этом плане показательным стал финал пьесы, когда было дано слово иранской женщине-писателю. Она долго пыталась объяснить на примере своей жизни особенности восточного менталитета, но не смогла достучаться, хотя ключ к пониманию восточной души лежал на поверхности. Форма и содержание Моноспектакль представляет собой чтение пьесы по ролям. Если для других постановок это самое начало работы над продуктом, то для пьесы Вырыпаева - оптимальная форма существования на театральных подмостках. Там не важен визуальный ряд – во главе стоят слова и смысл сказанного, заставляющий задуматься о вечных ценностях и вопросах бытия. Стал ли этот спектакль для кого-то откровением? Возможно. Главное, что он заставил зрителя думать.

В кривых зеркалах. Разгадают ли когда-нибудь европейцы восточный характер?
© АиФ-Омск