Дмитрий Третьяков: «Сегодня в регионе нет амбициозных планов по развитию малого бизнеса»
Уполномоченный (теперь уже бывший) по правам предпринимателей во Владимирской области Дмитрий Третьяков, дал интервью ТВ-МИГ. Он рассказал, о том, что успел сделать на посту, что не успел и что хотел бы передать в качестве установки новому бизнес-омбудсмену. Пост сдал - пост принял - Дмитрий Николаевич, вы покидаете пост регионального уполномоченного по правам предпринимателей. Первый вопрос – почему? - Пока детали раскрывать рано, но мне предложили возглавить коммерческое направление большого проекта в одном из ведущих вузов страны. Проект национального масштаба в сотрудничестве со странами СНГ и ШОС. Это новая форма развития университетов – создание инновационных продуктов и их внедрение. Меня подкупило в проекте то, что некоторые территории нашей страны войдут в него на приоритетных началах – в том числе Владимирская область. - Есть уже список потенциальных преемников на посту бизнес-омбудсмена? - Нет. Ключевую роль в процессе назначения преемника играет активность деловых кругов. Процедура сложная, проходит в три этапа. Сначала бизнес-сообщество выдвигает своих кандидатов. Это заканчивается проведением Общественного совета при губернаторе. Та кандидатура, которая общим голосованием будет выдвинута, пройдет согласование с Борисом Титовым – Уполномоченным по правам предпринимателей при Президенте РФ. После этого губернатор, если посчитает нужным, назначает человека своим указом. У меня есть свое видение кандидатуры, но процедура есть процедура и опережать ее не надо. - А бизнес-сообщество как выдвигает кандидатуры? - Советы проводят местные отделения «Опоры России», «Деловой России», ТПП, РСПП и список кандидатур направляется губернатору на рассмотрение в Общественном совете. - То есть, процедура небыстрая? - Хочу напомнить, что когда я занимал должность уполномоченного до меня это место почти полгода было вакантным. Я буду просить каждого руководителя, чтобы эта процедура была проведена как можно быстрее. Мне не все равно, что здесь останется. Что успел сделать, а что не успел - Давайте подведем общие итоги вашей работы: что удалось, а что не удалось сделать? - Начну с того, что не успел. Не сумел расширить кадровый состав института уполномоченного. Сейчас в нем только два сотрудника. Нужно еще как минимум 5. Наверное надо было где-то быть гибче. Надеюсь этот вопрос удастся решить. Недостаточно популяризировано присутствие уполномоченного в районах. Не везде меня знают, к сожалению. Упираемся в финансирование. Мы последнее подразделение в структуре БД по уровню финансирования – до 3 млн в год. Не смогли достигнуть 100% решения всех проблем и жалоб, поступивших в наш адрес. Мы сейчас решаем 65-76% проблем. Наверное, все решить невозможно, но каждое обращение – это чья-то судьба. - А что сделано? - Главное – институт состоялся. Заключены соглашения со всеми представительными органами власти, которые пересекаются с бизнесом. Любые органы очень оперативно отвечают на наши запросы. Более оперативно получить информацию просто невозможно. Гордость моя – команда общественных уполномоченных. Их 34 человека. Они как вторая семья. Это люди, которые реально переживают за бизнес. У меня нет ни одного района или города, где не работает помощник на общественных началах. Мы сейчас разбираем огромный пласт жалоб совместными усилиями. Вы знаете, когда господин Субботин передавал дела господину Коробушину, там было несколько жалоб. Меньше десяти. Мне передавали уже несколько десятков дел. А сегодня мы рассматриваем: за 2018 год - 405 обращений. В июле текущего года – 1040 жалоб и обращений, в сентябре – более 1200. Это показатель доверия к институту уполномоченного. Цифры серьезные, думаю, в ЦФО это одни из самых высоких показателей. В свое время мы вели статистику – считали ту часть обращений, и их (этих предприятий) долю ВВП в годовом балансе. В прошлом году получилось 5,7% ВВП региона. То есть, эти бизнесмены решили свои проблемы, они остались работать в области, платить налоги. Это очень показательный критерий. Еще у нас сегодня успешно работает портал. А самое главное, любой предприниматель сегодня может получить у нас помощь. В любое время. Это надо развивать и преумножать. Власть бывшая и настоящая - Почему обращений стало больше в этом году? - Во-первых, сформирована структура общественных помощников уполномоченного. Сформированы экспертные группы. А когда предприниматели видят, что вопросы решаются – количество обращений растет. Во-вторых, в этом году вступил в силу ряд нормативных документов, которые вызвали массу жалоб. Только по контрольно-кассовой технике поступила тысяча обращений! Мы подготовили справку с просьбой о переносе сроков исполнения этого закона для депутатов и «Опоры России». Есть и целый ряд других болезненных тем: маркировка, переход на ЕНВД, работа с муниципальными органами по аренде, по кадастровой оценке. На местах очень много вопросов возникает. А проблемы предпринимателей должны решаться на местном уровне наравне с другими социальными проблемами. Я в Краснодаре видел замечательные баннеры: «Если ты сказал предпринимателю «Нет» - пиши заявление!» Это не значит, что надо всегда идти на поводу у бизнеса, но значит, что нельзя быть равнодушным. Иначе последствия для населения очень губительные. - Вы поработали и при Орловой, и при Сипягине. При каком губернаторе климат для бизнеса благоприятней? - Я с большим уважением относился и буду относится к этим двум политикам и управленцам. Но для малого бизнеса по существу за последнее время никаких изменений не произошло. В целом в стране роль у малого бизнеса не та, которой он достоин. По-хорошему, у него должно быть отдельное министерство, чтобы спросить с каждого чиновника на местах за развитие малого бизнеса. Региональные лидеры в первую очередь заботятся о процветании крупного бизнеса – основы формирования бюджета. Но ведь в нашей области на микро и малый бизнес приходится более половины налогов! Это то направление, на которое надо обратить более пристальное внимание. Нужна новая структура в администрации, заточенная на поддержку и развитие малого бизнеса. Вижу, что сегодня в белом доме происходят попытки реформировать структуру и слежу за этими попытками. Но как получится – говорить пока рано. Сегодня в регионе, к сожалению, нет амбициозных планов в этом направлении. Малому бизнесу нужна концентрация финансовой помощи и помощь в реализации товаров и услуг. Ведь у нас под боком огромный рынок – крупнейший субъект в стране! Нельзя не воспользоваться этим преимуществом. Это надо лоббировать. И элементы этой стратегии должны быть прописаны фундаментально - в стратегии развития каждого муниципалитета. Как власть услышит бизнес? - Вам пришлось работать в непростое время, тренды по стране были заданы не слишком позитивные: усиление налогового прессинга, административных барьеров… По всей стране сократилось количество предприятий малого и среднего бизнеса на 4%. В нашей области на 5% за год. По вашему мнению, почему сворачиваются предприятия в регионе? - Тут двумя словами не объяснишь… Хотелось бы найти простое решение – но его не будет. К тому же не все от нас зависит. Хотелось бы начать с очевидного: эволюционный отсев молодых начинающих кадров из предпринимательской среды будет происходить у нас сильнее, поскольку рядом находятся такие мощные субъекты, как Москва и Нижний. Там иные доходы и там есть кадровый голод – люди едут зарабатывать туда. Вторая причина – недостаточная адаптация федеральных программ под особенности конкретных регионов. Та рецептура, которая спускается сверху, на местах должна иметь свою практику применения. У нас специфика бизнеса иная, чем в ресурсодобывающих регионах или мегаполисах. Я поясню, что имею в виду. Из года в год нас лихорадит. Госдума и правительство расслабиться не дают, и каждый год мы узнаем о нововведениях, от которых на местах воют. Что можно сделать? Можно и нужно объединить усилия экспертов вокруг обсуждения этих обновлений. Предприниматели должны иметь возможность оценивать потенциальные последствия нововведений. Есть такой термин ОРВ – оценка регулирующего воздействия. Мы ОРВ вообще не занимались в регионе в последнее время. Сегодня мы оцениваем только последствия принятия. А должны прогнозировать эти последствия до принятия решения наверху. И ведь механизм есть. В структуре администрации области существует контрольно-аналитический отдел, который должен выполнять эту функцию. Но он сегодня обескровлен. Там нужны как минимум еще два человека для ведения системной работы между органами исполнительной власти и бизнес – сообществом. Ведь под любой законопроект делаются запросы в регионы. Поступил документ из Москвы и под него должны быть собраны в короткие сроки экспертные заключения. - То есть в регионе нет отработанной обратной связи на стадии подготовки важнейших документов? А почему общественные организации не выполняют эту функцию: «Деловая Россия», «Опора России» и т.д.? - Общественные организации не так оперативны и общественное мнение еще не сформировано. В итоге, время реакции таково, что эту реакцию уже не учитывают на заседаниях рабочих групп профильных министерств. Все зависит и от людей. Когда я работал в федеральном аппарате «Опоры России», мы регулярно делали запросы в регионы, и Владимирская область была одной из самых экспертно-подкованных. Тут одна Валентина Павловна Блинова давала заключения по всем запросам. Сейчас ее нет, она на пенсии, и область сильно потеряла. А такой человек должен быть при администрации области - на заработной плате, с высоким уровнем компетентности – коммутатор. Мои коллеги в Перми имеют целый штат сотрудников, которые занимаются ОРВ. Ни один документ не пройдет без визы уполномоченного. По этому критерию регион в лидерах. Вот так должно быть. Для региона затраты на этот штат - копейки. Но это гигантские возможности упредить возникновение больших проблем, влияющих потом, в том числе, и на наполнение бюджета. ОРВ нужно заранее давать всем нормативным актам до их принятия и на федеральном и на местном уровне. Причем не только по законопроектам. Придет внешний инвестор – тоже необходима ОРВ. Надо брать все ресурсы, которые могут зайти, но нужно работать на перспективу со своим предпринимательским сообществом. Инвесторы – это хорошо. Мы им рады, но многое можем реализовать собственными силами. Иначе пришлые проекты убивают местные потенциальные проекты, а пользу экономике региона они дают не такую, как местные. Два сотрудника – один в белом доме, другой - в институте уполномоченного справились бы с этой задачей. Объединение финансово-экономической и правовой аналитики дало бы ясный прогноз. Это мы можем сделать. - То есть бизнес может не только жаловаться по факту, но и сам влиять на процесс? - Уполномоченный не только решает конкретные проблемы и работает по заявлениям. Главное – он должен работать на упреждение возникновения этих проблем. - Спасибо. И удачи! Фото Александра Орлова.