«В Атлантиду я не верю». Подводный археолог – о поиске затерянных городов
Небывалые события и неведомые края Арканара – выдумка братьев Стругацких – вдохновила художников на создание костюмов, оружия и декораций для удивительного кино «Трудно быть богом». Спустя пять лет кинореквизит привезли в Сургут, чтобы показать посетителям выставки «Средневековый город. Киноверсия». Ее открытие состоится сегодня в Галерее «Стерх». В экспозиции – более 150 предметов: старинная мебель, музыкальные инструменты, оружие, маски, причудливые доспехи героев и многое другое. С организатором выставки – подводным археологом Михаилом Копейкиным поговорила корреспондент АиФ-Югра. Искатели затонувших кораблей Лариса Славная, АиФ-Югра: Михаил Леонидович, вы – подводный археолог, чем занимается эта наука? Михаил Копейкин, Санкт-Петербург: Подводная археология занимается поиском затонувших кораблей и городов под водой – тех исторических мест, в том числе битв и сражений, о которых известно ученым. Для этого существует специальная техника, к примеру, Российское географическое общество запускает в воду гидролокатор бокового обзора, который передает данные, что там есть под водой: очертания объектов, их координаты и прочее. – Какие находки самые значительные? – В Выборгском заливе мы нашли шведские корабли, затонувшие во время Выборгского морского сражения 1790 года. Когда Балтийский флот, под командованием адмирала Василия Чичагова, затопил шведскую морскую эскадру короля Густава III. Найдено очень много артефактов: корабли, пушки, оружие, амуниция, останки моряков... Сейчас все находки – в Выборгском музее-заповеднике. – Мечтали ли вы в детстве искать затерянные города, к примеру, Атлантиду? – Затерянные города искать приходилось, и сейчас, уже пятый год работаю в составе археологической экспедиции в Крыму на раскопках затопленного древнегреческого города Акра (IV век до н. э). А в Атлантиду я не верю, но еще с детства я интересовался подводной археологией, читал об этом книги советского публициста Льва Скрябина, увлекался научной фантастикой. Нереальное средневековье – Вы привезли в Сургут выставку кинореквизита «Трудно быть богом» по повести братьев Стругацких. О чем эта выставка и как ее создавали? – Кинореквизит иногда выставляют в музеях, в той же «Эрарте», но довольно редко. Этот реквизит лежал на заброшенном чердаке, мы его отыскали, привели в порядок и создали выставку. Покажем более 150 предметов: мебель, костюмы, музыкальные инструменты, доспехи, оружие и многое другое. «Трудно быть богом» – фантастика, но есть и заимствования из реального средневековья. К примеру, в средневековых зеркалах не было стекол, люди гляделись в пластины из начищенной меди. Здесь есть зеркало как предмет интерьера в деревянной черной резной рамке. Но выставка не только о кино, и не столько о произведении братьев Стругацких. Эта выставка о том, как работали художники в этой картине (Е.Шапкайц, С.Коковкин, Г.Кропачёв, Е.Жукова). Они придумали и изготовили очень интересные артефакты, и за свою работу получили высокую награду – премию «Ника». Выставка называется «Средневековый город», а фильм про фантастическое средневековье государства Арканар на несуществующей планете, но сюжет и сейчас актуален. На мой взгляд, эта история про то, как нельзя вмешиваться в дела другой страны. А земляне, по сюжету, не смогли спокойно наблюдать убийства и жестокость – то, что там творились, они стали спасать мыслителей, поэтов и так далее. Есть над чем задуматься. – Почему, на ваш взгляд, и в мире, и в России средневековье пользуется сейчас популярностью? – Средневековье сейчас хорошо продается. Так как люди стали интересоваться своей историей, своих «корней», и это их трогает. Вспомните фразу из «Песни о вещем Олеге»: «Олег преспокойно стопу возложил... » – это нам всем очень дорого.